Читаем без скачивания Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны - Виктор Панченко
- Категория: Научные и научно-популярные книги / История
- Название: Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны
- Автор: Виктор Панченко
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Виктор Панченко
Размагничивание кораблей Черноморского флота в годы Великой Отечественной войны
Предисловие
Книга полковника-инженера в отставке, кандидата технических наук, лауреата Государственной премии В. Д. Панченко вслед за опубликованной в 1981 г. издательством «Наука» монографией контр-адмирала-инженера Б. А. Ткаченко «История размагничивания кораблей Советского Военно-Морского Флота» является трудом по истории борьбы с неконтактными магнитными минами в годы Великой Отечественной войны.
В. Д. Панченко не повторяет материал, изложенный в книге Б. А. Ткаченко, а хорошо дополняет его, так как более подробно и обстоятельно излагает особенности организации размагничивания кораблей на одном, очень важном театре военных действий — на Черном море.
Автор книги — активный участник работ по защите кораблей от магнитных мин — возглавлял во время войны Отделение размагничивания кораблей Технического отдела Черноморского флота и внес большой личный вклад во все работы по защите кораблей от неконтактных мин противника. По итогам работы за 1943, 1944 и 1945 гг. служба размагничивания кораблей Черноморского флота отмечалась на ежегодных сборах специалистов как лучшая среди служб размагничивания кораблей других флотов и флотилий поможет служить поэтому хорошим примером. Ее работа включала не только организацию штатного размагничивания большого числа кораблей, но также и проведение многих научных исследований, обеспечивших необходимое непрерывное совершенствование методов размагничивания в ходе войны.
Служба размагничивания кораблей Черноморского флота со своими задачами справилась успешно. За время войны не было ни одного случая подрыва размагниченных кораблей на магнитных минах противника.
В книге В. Д. Панченко приведен большой исторически подтвержденный (в книге много ссылок на документы Центрального архива Военно-Морского Флота — ЦВМА) материал, характеризующий становление и развитие службы размагничивания на Черном море и героический труд участников работ по размагничиванию кораблей. Как и опубликованная ранее монография Б. А. Ткаченко, настоящая книга является серьезным вкладом в общую сокровищницу памяти о самоотверженном труде советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Эту книгу отличает от труда Б. А. Ткаченко еще и то, что автор здесь наряду со строгим подбором исторически документированных фактов приводит отдельные эпизоды и личные впечатления об окружающих его событиях и товарищах по работе. Это оживляет научное содержание книги, написанной с глубоким знанием дела.
К глубокому сожалению, Виктор Дмитриевич Панченко не дожил до выхода в свет своей книги, ее окончательное литературное редактирование проведено уже без него. Текст книги оставлен по возможности без изменений, чтобы не затрагивать содержания подготовленного к публикации материала. Это объясняет ряд шероховатостей в тексте, которых можно было бы избежать путем согласования с автором.
А. П. Александров, В. Р. Регель
От автора
На основании архивных документов и личных воспоминаний автор хотел показать, как в годы Великой Отечественной войны на Черноморском флоте под руководством ученых Ленинградского физико-технического института АН СССР А. П. Александрова и И. В. Курчатова и при активной практической работе инженеров и специалистов Военно-Морского Флота и промышленности организовывалась защита кораблей от магнитных мин противника и как создавалась и укреплялась служба размагничивания кораблей Черноморского флота.
В начале войны автор служил старшим инженером, затем начальником Отделения размагничивания кораблей Технического отдела Черноморского флота. При этом он не только руководил общей организацией работ на флоте, но и принимал практическое участие в размагничивании кораблей, особенно наиболее сложных объектов, что позволило лучше понять возможности размагничивания кораблей и накопить опыт. Со специалистами службы систематически проводились анализы наиболее сложных случаев работы, чем пробуждался интерес к делу и повышению качества размагничивания кораблей.
Число размагничиваемых кораблей с каждым месяцем возрастало. Работы проводились зачастую круглосуточно, при затемнении и в сложных метеорологических условиях.
Наряду с этим выполнялись научно-исследовательские работы по определению степени влияния различных боевых действий на изменение магнитных полей кораблей: близкие взрывы авиабомб, снарядов, мин, прямые попадания авиабомб с различной степенью разрушения корпусов кораблей. Эти исследования можно было проводить только в боевых условиях, в мирное время такой материал получить практически невозможно.
За успешное выполнение работ служба размагничивания кораблей Черноморского флота в 1943, 1944 и 1945 гг. отмечалась как лучшая среди служб размагничивания кораблей других флотов СССР.
Автор выражает свою признательность жене, Ираиде Николаевне Панченко, участнице Великой Отечественной войны, также работавшей в Техническом отделе Черноморского флота, за помощь в работе, корректуру и полезные обсуждения.
Начало войны. Постановка магнитных мин противником
Первые подрывы кораблей. Приезд группы УК ВМФ и ЛФТИ
В начале июня 1941 г. на Черноморском флоте проходили военно-морские учения, и у нас на передающем радиоцентре главной базы Черноморского флота в Севастополе, где я в то время проходил переподготовку в должности инженера, все было подчинено требованиям учений. Вся аппаратура работала с большой нагрузкой, и от личного состава требовалось много сил для обеспечения ее работоспособности, тем более что на время учений часть личного состава была переведена для работы в штольни Инкермана, где находился запасной передающий радиоцентр.
Международная обстановка в то время была очень напряженной, и часто можно было слышать то в одном, то в другом месте разговоры о возможном нападении фашистской Германии на нашу страну.
Но вот учения закончились, и корабли эскадры Черноморского флота и других соединений в субботу, 21 июня, к 12 часам возвратились в Севастополь. Было известно, что в Доме флота состоится торжественный вечер.
Окончание учений истолковывалось нами и некоторыми другими как верный признак того, что опасность миновала и в ближайшее время войны не будет. На душе стало легче!
День выдался жаркий. На всех кораблях, стоявших в севастопольских бухтах, проводился аврал, и этому, как обычно, сопутствовала музыка, передаваемая по корабельным трансляциям. Закончившиеся учения, яркое южное солнце, музыка с кораблей и предстоящее увольнение на берег создавали хорошее настроение.
В Северной бухте, ближе всего к нам, стоял крейсер «Молотов», недавно поднявший военно-морской флаг[1], восточнее — крейсер «Ворошилов», вступивший в кампанию несколькими месяцами ранее, а западнее, впереди, за Угольной пристанью, — крейсер «Красный Кавказ», на котором в 1938 г. во время прохождения срочной службы я служил командиром отделения радистов. Ближе к выходу из бухты находился линейный корабль «Парижская коммуна». В другой колонне стояли крейсеры «Червона Украина», «Красный Крым» и «Коминтерн». Со всех кораблей звучала музыка, и казалось, ничто не предвещало беды.
После 18 часов началось увольнение личного состава кораблей на берег. Движение катеров по севастопольским бухтам значительно оживилось. К пристани III Интернационала (Графской) непрерывно подходили катера и баркасы с матросами и старшинами. На площади царило оживление: встречались друзья, знакомые, родственники, влюбленные. Большинство составляли белые форменки и бескозырки. Везде слышались молодые, звонкие голоса, шутки, смех.
У нас на передающем радиоцентре также состоялось увольнение: сначала ушли матросы и старшины срочной службы, затем — сверхсрочники и наконец — офицеры. Осталась дежурная служба и часть личного состава. Я оставался старшим по радиоцентру. Мне в тот вечер хотелось проявить фотопленки и подготовиться к завтрашнему дню: мы с друзьями собирались на загородную прогулку. Я закончил свои дела в половине первого ночи и только заснул, как в 00 ч 50 мин дежурный по передающему радиоцентру доложил, что меня вызывает оперативный дежурный штаба Черноморского флота. От него я получил приказание перевести передающий радиоцентр на готовность № 1.
Через несколько минут в Севастополе был подан сигнал «большой сбор». Вскоре на всех кораблях, а затем и на береговых флотских объектах было введено затемнение. А потом и в городе. Еще некоторое время ярко светились отличительные огни катеров, доставлявших на корабли личный состав по «большому сбору». Вскоре и они погасли. Небо было облачным, и все погрузилось в темноту. Это было непривычно для Севастополя и вызывало беспокойство.