Читаем без скачивания Газета Завтра 207 (46 1997) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сейчас, будь в оппозиции Гегель, Монтень, Сенека и Талейран вместе взятые, они были бы не востребованы, нет былого колосса. Нет Советского Союза. Дело сделано.
Разумеется, есть нюансы. Отец того же, скажем, Окуджавы был расстрелян, мать отсидела 19 лет. Мой отец ушел на фронт добровольцем 23 июня 1941 года, имея пять душ детей, и погиб. У каждого из нас свои корни, каждый действует соответственно своей жизненной ретроспективе..
В. Б. Теперь вернемся к твоему театру. Каковы планы?
Н. Г. Я бы хотел в нем просто работать. Просто работать над спектаклями. Для меня главное - реализация замысла. Хочу поставить Виктора Гюго. После этого - “Ревизора” Гоголя. Потом - спектакль о Пушкине. О большем я и не думаю. Поэтому о какой-то системе или о каком-то направлении в театре я и говорить, и думать не хочу.
Главное, чтобы люди хорошо реализовали себя в профессии. Желательно - талантливые люди. Но у меня нет финансов для реализации замыслов. Хожу с шапкой по кругу: “Дайте двести миллионов, и я сделаю спектакль по роману Гюго”. Я даже не рискую обратиться к Зюганову, хотя этот спектакль мог бы быть в копилке компартии.
В. Б. Я уже слышал от разных людей, что, мол, у компартии денег просить не будем. Почему? Компартии разных стран, не скрывая того, выделяют деньги на те или иные книги, газеты, спектакли, пропагандирующие их позицию. Что зазорного в том, чтобы, скажем, поставить яркую “красную” пьесу с привлечением денег от КПРФ? Почему надо ставить такие пьесы, униженно прося денег в разных банках?
У компартии есть определенные деньги, и ей необходимо иметь свое художественное издательство, свои газеты, свою программу на телевидении, свои спектакли… Почему же Александр Проханов ни разу не брал деньги у компартии, ни вы на свои постановки, ни Николай Бурляев на свой славянский фестиваль? Если партия защищает интересы народа, почему бы часть средств, имеющихся у нее, не выделять на отечественную культуру?
Н. Г. Думаю, у партии тоже нет денег. Я чувствую в ней духовную, моральную крепость, но материально ее ресурсы невелики.
В. Б. Очевидно, надо опираться и на те силы, которые заинтересованы в укреплении России, каких бы взглядов они ни придерживались, откуда бы ни пришли. Возможно, необходимо искать компромисс с тем же Лужковым, с которым мы не раз судились, с какими-то структурами, не нужными западному “цивилизованному” миру и потому опирающимися на национальное развитие самой России?
Н. Г. Юрий Лужков - опытнейший хозяин, он мудро правит Москвой, дотирует пенсионное обеспечение, помогает многим театрам. Но не нашему. Если же такое случится, это, считаю, будет говорить и о его политической мудрости.
В. Б. А что вообще сегодня происходит в культуре, в театре? Видишь ли ты новые имена, явления? Или нет времени ни на что?
Н. Г. Вот пример. В нашем театре поставил спектакль “Дурь” молодой режиссер Кирюшенко. Интереснейший спектакль, но о нем же - нигде ни слова…
Во всем я ценю - профессию. Слесарь-инструментальщик приходит к себе на завод. У него должны быть прекрасные инструменты. Посредством своего дарования, чутья, улавливающего доли микрона, он с помощью инструментов реализует замысел конструктора.
Для реализации, скажем, того же “Иванова” необходимо спокойное душевное состояние. Нужен режиссер-постановщик, который приходит в хорошем расположении духа, зная, что артисты (а это основной инструмент) у него в порядке, сыты и довольны, что они не подрабатывают по ночам в ларьках, что не подметают офисы. Они приходят, настроенные на творчество. Так вот, всего этого сегодня нет. Артист нищ, издерган, замучен бытом.
В. Б. Николай, ты собираешься играть Иванова в своем спектакле. Как ты оцениваешь Иванова? Что это за русский характер?
Н. Г. Одно из определяющих свойств русского характера - способность брать на себя чужую вину. Сегодня многие просвещенные, совестливые люди, настоящие интеллигенты, добровольно уходят из жизни. Начиная с академика Нечая и кончая офицерством: за год покончили жизнь самоубийством более пятисот офицеров. Они не могли больше жить среди негодяйства, творящегося в стране. Они ничего не могли изменить к лучшему и винили себя во всем происходящем. Иванов сродни таким людям. Он ушел из жизни, не желая прозябать в условиях подозрительности, предательства, обвинений, всей этой грязи. Пьеса кажется мне не просто современной, но и своевременной.
В. Б. Классика, наверное, всегда своевременна. Мы вместе много говорим о советской цивилизации. Когда ты был министром культуры СССР, как ты понимал именно советскую культуру? В чем ее цель?
Н. Г. В том, чтобы сохранить традиционную общность народов и национальностей, живущих в нашем государстве. В том, чтобы люди были людьми. Нынешнее глумление над нашей историей в СМИ и лицемерные призывы к согласию заставляют меня сказать вот что: каждый гражданин должен отдавать себе отчет, что 25 октября 1917 года было, 22 июня 1941 года было. Было и 9 мая 1945 года, когда фашистские знамена пали к подножию Мавзолея Ленина. Ленина, чье появление в истории Государства Российского было естественным и необходимым явлением народного развития. Ленина, который силою своего гения помог народу совершить тяжелый переход, сопряженный с опасностями.
Победа в Великой Отечественной - величайшая Победа, которой может и не случиться в будущем России. И это была Победа народа во главе с коммунистической партией под руководством Сталина. Человек, который хочет видеть правду, чувствовать ее, может и должен углубиться в советскую эпоху, посмотреть, как Россия продолжала жить новою жизнью после смерти Ленина, как преобразовывалась без помощи его гения, как обрела со Сталиным положение сверхдержавы, при всех светлых и темных сторонах, ибо в жизни человека и в жизни народов нет возраста, в котором бы не было и тех, и других сторон.
ТИГРЫ МОГУТ СПАТЬ СПОКОЙНО
Александр Бородай
Лихо поставив думскую оппозицию в положение унтер-офицерской вдовы, наш президент необычайно взбодрился и стал уделять чрезвычайно много внимания делам международным. Он с явным удовольствием уезжает подальше от вцепившихся друг другу в загривки вожаков правительственно-мафиозных группировок и широко распахивает новые горизонты российской дипломатии. Вероятно, многочисленные и часто меняющиеся имиджмейкеры Ельцина решили таким образом поднять его популярность «в массах». То он, радостно улыбаясь, прижимает к животу малорослого и угрюмого японского премьера, то счастливо лупит по плечу растерянного Кучму. Он так любит иностранных коллег, что легко готов отдать им последнюю российскую рубашку: Японии - Курилы, Украине - таможенные пошлины… Однако облагодетельствованные чужеземные правители не столько рады, сколько обеспокоены - понимают, видать, с каким человеком имеют дело: сегодня дал, завтра - передумал и обратно взял.
Однако самым «триумфальным» стал недавний визит Ельцина в Китай. Он был обставлен с подобающей пышностью и церемониями, на которые китайцы такие мастера. Так тысячелетия назад принимали владыки Поднебесной пограничных варварских царьков. Им вежливо кланялись, прикрыв веками презрительные взгляды, а потом тыкали в нос мощь империи и заставляли подписывать кабальные договоры.
Так же, как и те древние варвары, Ельцин в ответ веселился, приплясывал и пытался петь песни исторической родины. Он так бурно радовался жизни, что к концу поездки, остановившись в основанном русскими Харбине, «занемог» и не вышел к представителям прессы.
Впрочем, для Ельцина это дело привычное. Прошлый его визит в Китай, по описанию генерала Коржакова, тоже закончился генеральной пьянкой. Может быть, неправы те, кто утверждает, что Ельцин любит виски «Джони Уокер»? Может, ему нравятся настойки на змеях?
Что же до реальных результатов этого визита, то Китай получил от Ельцина твердые обещания серьезных территориальных уступок и ослабления таможенного контроля. И предвкушая очередной вал китайской экспансии, в ужасе взвыли, разразились протестами жители Приморья и их губернатор Наздратенко. Ведь это они через несколько лет могут оказаться не под косвенным, а под вполне прямым китайским игом. Но Ельцин никого не слушает - он же «волевой человек». За прошедшие шесть лет он здорово подсократил территорию нашей Родины в западном и южном направлениях, теперь настала пора восточного. Интересно, кому он планирует презентовать «севера»?
Но в том, что Ельцин совершил очередной акт предательства национальных интересов, нет ничего нового или удивительного. Многих русских патриотов огорчило другое: в этом вояже принял участие Николай Рыжков - один из главных представителей легальной оппозиции. Той самой оппозиции, которая с пеной у рта всегда отстаивала единство и неделимость нашей страны. Как же теперь смотреть в глаза избирателям?
Были, однако, и положительные моменты. Россия и Китай подписали соглашение о защите вымирающего уссурийского тигра. Правда, учитывая геополитический аспект, нам, русским, беспокоиться о сохранении численности уссурийского тигра стоит примерно так же, как и о сокращении поголовья белых африканских носорогов.