Читаем без скачивания Война на море (1939-1945) - Честер Нимиц
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Каллахэн располагал гораздо меньшими силами, чем Абэ. Это были поистине Давид и Голиаф, потому что Абэ кроме крейсера и 14 эсминцев имел еще два линейных корабля - "Хией" и "Кирисима". К счастью, японские снаряды не были снабжены бронебойными головками, иначе американским кораблям вряд ли удалось бы избежать полного уничтожения. Во всяком случае, Каллахэн совсем не ожидал такого боя и не был к нему готов. Он не успел составить план боя и не провел разведки района боевых действий. Подражая адмиралу Скотту в бою у мыса Эсперанс, он построил свои корабли в кильватерную колонну с крейсерами в середине и эсминцами в голове и в хвосте. Так же как и Скотт, он выбрал своим флагманским кораблем крейсер "Сан-Франциско", хотя тот имел устаревший радиолокатор.
Ночью корабли Каллахэна миновали восточный пролив и снова вошли в пролив Железное дно. Его соединение уже почти подходило к маяку Лунга, когда группа адмирала Абэ, не имея радиолокаторов, вошла в пролив. Оба противника шли сходящимися курсами, и столкновение было неизбежно. Внезапно крейсер "Хелена" обнаружил противника на дистанции 14 миль и по радиотелефону предупредил своего флагмана, Получив донесение, Каллахэн сделал два последовательных поворота всей колонной вправо и взял курс на север. Этим он, видимо, хотел воспроизвести маневр Скотта, удачно занявшего месяц назад позицию в голове противника. Однако головной эсминец неожиданно обнаружил прямо по носу корабль противника. Чтобы избежать столкновения, он отвернул в сторону и тем самым привел в замешательство шедшие за ним корабли. Крейсера Каллахэна повернули влево, чтобы не столкнуться со своими эсминцами, после чего американские и японские корабли смешались в кучу.
Произошла получасовая свалка, беспримерная во всей истории войны на море. Строи были нарушены, и бой превратился в беспорядочную дуэль между отдельными кораблями, жертвами которой нередко становились и собственные корабли. Когда эта ночная схватка кончилась, противники тотчас же развели свои силы и тут же поняли, что обе стороны находятся в ужасном состоянии. С рассветом выяснились и действительные потери. Японцы потеряли два эсминца, а флагманский корабль "Хией", в который попало более полусотни снарядов, находился в беспомощном положении к северу от острова Саво, где его потом несколько раз атаковали самолеты с Гуадалканала. В конце концов он был потоплен. В числе убитых оказались адмиралы Каллахэн и Скотт. Американцы потеряли четыре эсминца. Крейсер "Портлэнд" и еще один эсминец потеряли ход. Крейсер "Атланта" пришлось затопить. Все американские корабли, кроме одного, получили тяжелые повреждения. Крейсер "Джюно", вышедший из боя с поврежденным килем, был атакован подводной лодкой и тоже затонул. На нем погибло около 70 человек. И все же американцы, несмотря на превосходство сил противника и на большие потери, выполнили свою задачу. Линейным кораблям Абэ пришлось уйти обратно, а конвой Танака вернулся в свою базу.
Неудавшийся обстрел японскими кораблями аэродрома Гендерсон окончательно расстроил планы японцев. Лишь утром 14 октября адмирал Микава подошел к острову с группой крейсеров и обстрелял аэродром, добившись весьма незначительных результатов. А в это время к Соломоновым островам подошел авианосец "Энтерпрайз".
На рассвете 14 ноября американские самолеты-разведчики обнаружили обе группы японских сил; крейсера адмирала Микава были замечены к югу от острова Нью-Джорджия (они отходили в западном направлении), а конвой Танака (он приближался к Гуадалканалу) - в проливе Слот. Бомбардировщики с Гуадалканала и "Энтерпрайза" нанесли сначала удар по кораблям Микава, потопив один крейсер и нанеся повреждения трем другим. Затем в бой вступили B-17 с острова Эспириту-Санто, которые несколько раз атаковали транспорты Танака, имевшие слабое прикрытие. К вечеру семь транспортов, на каждом из которых находилось до 1000 японских солдат, затонули или были близки к этому.
Продолжать после этого операцию по захвату Гуадалканала было абсурдом. Но настойчивость адмирала Танака оказалась поразительной. С каким-то удивительным и даже неразумным упорством он продолжал двигаться к Гуадалканалу с оставшимися у него четырьмя транспортами. Тем временем с севера сюда подошло соединение адмирала Кондо в составе линейного корабля "Кирисима", четырех крейсеров и девяти эсминцев. Они должны были возобновить бомбардировку аэродрома, начатую кораблями Абэ в предыдущие ночи.
Одновременно с юга к Гуадалканалу подошли американские линейные корабли "Вашингтон" и "Саут Дакота" с четырьмя эсминцами, выделенными из авианосного соединения и получившими приказ Хэлси защищать аэродром. Американские силы под командованием адмирала Ли, державшего свой флаг на "Вашингтоне", приблизились к Гуадалканалу, а затем поздно вечером, пользуясь темнотой, вошли с севера в пролив Железное дно. Адмирал Ли еще не видел противника, когда Кондо уже обнаружил его корабли и разделил свои силы на три группы: две - для атаки американских кораблей, а третью - для наблюдения за противником.
Как только корабли адмирала Ли, идя в строю кильватера с эсминцами в голове колонны, повернули на запад, к мысу Эсперанс, радиолокатор "Вашингтона" засек дозорные корабли японцев. Несколькими залпами они были отогнаны, но одна группа - легкий крейсер с несколькими эсминцами - продолжала двигаться на запад. Она уже огибала остров Саво и поэтому не была обнаружена радиолокаторами американских кораблей. Эта группа атаковала головные корабли адмирала Ли снарядами и торпедами. В результате два эсминца были потоплены, а два других оказались выведенными из строя. Чтобы избежать столкновения со своими потерявшими способность двигаться эсминцами, "Вашингтон" повернул влево, а "Саут Дакота" резко отвернул вправо, в сторону противника. Это нарушение строя американскими кораблями совпало с тем моментом, когда Кондо уже приготовился вторично атаковать их. Главная атакующая группа Кондо в составе линейного корабля "Кирисима", двух тяжелых крейсеров и двух эсминцев, которые маневрировали к северо-западу от Саво, вышла из-за острова и с короткой дистанции открыла сосредоточенный огонь по американскому линейному кораблю "Саут Дакота". Ей удалось так сильно разрушить надстройки корабля, что ему пришлось выйти из боя.
Линейный корабль "Вашингтон" остался теперь один против всех японских кораблей. Адмирал Ли, учитывая преимущества управления огнем с помощью радиолокатора, в чем он уже имел опыт, принял вызов противника и вскоре свел с ним счеты. Он сосредоточил огонь своих орудий на "Кирисиме". За семь минут в японский корабль попало более 50 снарядов. Он потерял управление и начал беспомощно описывать круги. Еще некоторое время адмирал Ли продолжал следовать курсом на северо-запад, чтобы отвлечь противника от своих подбитых кораблей, а затем резко повернул на юг.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});