Читаем без скачивания Газета Завтра 37 (1034 2013) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Наконец, русская культура носит принципиально мессианский характер: ее носители не способны существовать без сверхзадачи даже в условиях высокого комфорта. Носители русской культуры способны самостоятельно продуцировать для себя сверхзадачу, причем как в комфорте, так и находясь на краю гибели.
Это позволяет России всерьез искать выход из ловушки, в которой находится современное человечество, и делать это на пути своего рода технологического социализма, который сочетает гуманизм и развитие технологий в рамках соединяющего людей общего дела.
Владислав ШУРЫГИН, военный эксперт.
В 1991-м году вместе с демонтажом советского государства стремительно стали демонтировать систему безопасности. Был выдвинут лозунг о том, что идея России как осаждённой крепости себя полностью исчерпала, что мир живёт на совершенно иных принципах, нет никакой военной угрозы. Под этим лозунгом начался демонтаж советской системы обороны, системы безопасности, которая обеспечивала нам мир с 1945 года по 1991 год. Фактически сразу после этого мы увидели совершенно иные, чем декларировалось, шаги Запада. Сначала была взломана внешняя линия нашей обороны: очень быстро были поглощены бывшие страны Варшавского договора. После этого в течение 5-6 лет фактически было разрушено внутреннее кольцо нашей обороны. И сейчас основная концепция Запада - это доминанта одной страны, США, и одного блока, НАТО.
Мы к 2000 году оказались на пороге полной утраты безопасности. Возникла дилемма: куда идти дальше? И, соответственно, несколько концепций военной реформы. Известен проект реформы, которая пропагандировалась и выстраивалась под влиянием Запада, США через целый ряд наших внутренних институтов, что протаскивали идею полного ядерного разоружения. Да, США готовы отказаться от ядерного оружия, но только потому, что совершили технологический прорыв и создали принципиально новые виды вооружения: ряд прорывных технологий позволяют Штатам любую страну в течение короткого времени демонтировать силовым путём. Единственное, что в этом случае является помехой - наличие у намеченной в качестве жертвы страны ядерного оружия.
В условиях глобальной опасности нужно было сформировать новую концепцию реформы. И в рамках нашего Клуба она была сформирована, нашла поддержку и понимание у нового военного руководства. Это рождает робкий оптимизм, что можно переломить ситуацию, сохранить безопасность страны и плавно перевести её в XXI век.
Виталий АВЕРЬЯНОВ, доктор философских наук.
Я бы хотел сосредоточиться на теме империи, национального начала внутри неё и глобального контекста. Важно раскрывать предметное содержание того, что мы понимаем под "своей" цивилизацией. Слово "цивилизация" многозначно: с одной стороны, под цивилизацией понимается цивилизованность, уровень развития, а с другой - это самобытный мир, космос культурный и духовный, который объединяет многие народы. И эта многозначность, эта полисемия часто служит некой почвой для подмен. В частности, когда говорят о вхождении в современную цивилизацию, о цивилизованных народах, странах, за этим скрывается старая цивилизаторская страсть, стремление цивилизовать другие народы: "отсталые" превратить в якобы "нормальные". А в русской истории просматривается мощная тенденция - общего дела, общего проекта, втягивания народов в общее братство. И проект "пятой империи", о котором мы говорим, на сегодня является мифом. Понятие "миф" в данном случае звучит исключительно позитивно. Речь о том, что мы предлагаем собрать из своего прошлого ценности, неоспоримые приобретения. В этом смысле история России оказывается единой: и не только в пространстве, но и во времени. Единство России во времени не менее важно, чем территориальное.
Встреча с президентом Якутии меня вдохновила, потому что я услышал ответ на поставленный вопрос: в чём национальная мечта Якутии. Егор Афанасьевич сказал: мечта в том, чтобы сохранить свою культуру и язык. А потом эту мысль развил: если человек будет сохранять свои культуру и язык, это подразумевает, что с уважением он будет относиться и к другим.
Несмотря на скромность этой формулы, она содержит в себе идеи и империи, и евразийского братства, и альтернативного глобального проекта. Ведь ради этой цели - сохранения самобытности народов, населяющих Россию - она в действительности и существовала всегда.
У нас нет выбора: либо мы обретаем общее дело, берём лучшее из прошлого, либо мы не сохранимся как цивилизация. Мы собираем ценности из разных периодов: и древней истории, и дореволюционной, и советского периода. И получается, что творим в итоге нечто новое, и в "пятой империи" будут присутствовать черты, которых раньше не было. Особо останавливаюсь на советском проекте, потому что он сейчас в большей степени оклеветан и нуждается в реабилитации. В Советском Союзе был реализован целый набор важных принципов, ценностей, которые нужно возвращать в нашу жизнь. Не возвращаться к старому, а брать положительное из прошлого.
Идея сверхнационализма, сверхнациональной русской нации, которая является носителем цивилизации, может основываться только на своеобразии каждого народа. Становясь сверхнациональными русскими, мы не забываем, что являемся великороссами, якутами, бурятами. Каждый представитель того или иного этноса глубоко интересен империи, ценен для нее. Россия - своего рода глобальный проект, который реализовывался на просторах Евразии. Это попытка сказать свою правду и создать на своей земле царство справедливости.
Наталья ХАРЛАМПЬЕВА, председатель Союза писателей Якутии, народный поэт.
Язык и культура - святые понятия, по которым можно определить, жив народ или нет. В 1991-м году я с группой земляков побывала на Аляске. Меня поселили к преподавательнице университета. Я очень просила её показать мне деревню северных индейцев, как они называют, а в действительности - это северный народ с близкой нам культурой.
Неохотно меня свозили в небольшой посёлок. Мы увидели, как там живут наши братья. Им выделяются деньги, на которые можно жить, но получить высшее образование невозможно. У них совершенно утерян язык. Нет ни газет, ни журналов.
Там я поняла, сколько было сделано советской властью для наших народов. Мы не потеряли язык. Наоборот, - образование, все программы поддерживали знание языка. Мы сумели создать свой театр, национальное книжное издательство, литературу. Стоит вспомнить, как переводили национальную литературу на русский язык. Была замечательная школа русского перевода, открывшая замечательную плеяду поэтов, которых знали не только во всех уголках Советского Союза, но и во всем мире: Расул Гамзатов, Давид Кугультинов, Кайсын Кулиев. Сейчас мы практически не читаем друг друга. Как секретарь Союза писателей России, я бываю на пленумах в Москве. Мы с коллегами дарим друг другу книги на своих языках. И не можем прочитать друг друга! Это большая проблема государственного уровня, но никто её решать не берётся. У Федерального агентства по печати есть программа перевода, но они переводят с французского, английского, других европейских языков. Не смотрят внутрь России, чтобы перевести на русский язык национальных писателей.
Русский народ действительно был старшим братом для всех проживающих в нашей стране народов. Так и было. Сколько учителей, врачей, фельдшеров приезжало сюда! А влияние русской культуры?! Первый якутский алфавит создал архиерей Хитров. Да каждый якутский художник может назвать своих русских учителей! Это явление можно назвать империей, а можно содружеством наций и народов, которое видели и знали бы свою историческую общность как в прошлом, так и в будущем.
Николай ЛУГИНОВ, народный писатель Якутии.
Об Аляске шла речь. Спрашиваем там: сколько у вас писателей? Они говорят: этот писатель, этот. Сколько у него книг? У них и понятия такого нет: он несколько статей написал и считается писателем индейского народа. Сравните с тем, как у нас дела обстоят - земля и небо. Но ведь об этом нигде не пишется, не пропагандируется. Наоборот, везде внушается, что было страшное прошлое, в котором государство топтало свои окраины. Хотя ничего подобного не было.
Вы говорите об империи. А какой имперский путь выберет Москва ныне? Колониальной империи или империю-симфонию? Если центр возьмёт колониальный путь, возникнут национально-освободительные движения.
И ещё на что хочу обратить внимание. Количество народа. Если это потребители - это важно, если электорат - важно. А вот чукчей - только 50 тысяч, а за чукчами какая важная стратегическая территория закреплена! Как чукчи важны для русского государства! И как они при этом унижены и оскорблены. А это несправедливо и опасно для государства.
Якутия - со всем народом - миллион. А территория - одна пятая часть России. Почти половина разведанных ископаемых - на нашей территории, а неразведанных, может, и больше. Какая стратегически важность! Я сегодня услышал много родных оценок поведения. Да, оно жертвенническое. Мы служим вопреки. Мало ли кто сидит сегодня правит. Но земля-то родная. И мы будем служить вопреки. Есть народ, который на себе всё выносит, переносит сверхнагрузку, это не благо для них и приносит себя в жертву империи. В России - это русский народ.