Читаем без скачивания Итоги № 14 (2013) - Итоги Итоги
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Полет на фоне / Общество и наука / Общество
Полет на фоне
/ Общество и наука / Общество
Синоптики предложили корректировать расписание авиарейсов по вспышкам на Солнце
Отечественные синоптики выступили с неожиданным предложением: устанавливать в аэропортах специальные табло для отображения прогноза солнечной активности. В случае, если таковой окажется неблагоприятным, рейс предлагается отложить. Ученые приводят серьезные доводы. По словам главы Росгидромета Александра Фролова, если суммировать дозу солнечной радиации, которую можно получить за один трансполярный перелет, например по маршруту Москва — Майами, то она составит — при так называемом спокойном Солнце — около 0,25 миллизиверта (мЗв). Это примерно четверть максимальной годовой дозы. То есть слетали туда-обратно в Америку, считай, сходили на рентген. А если полет совпал со вспышками на Солнце, уровень облучения вырастает в разы. К слову сказать, по данным Росавиации, российские авиакомпании ежегодно осуществляют около 10 тысяч трансполярных рейсов.
Удивляет, конечно, что тревогу специалисты забили только сейчас, но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Гидрометцентр уже ведет переговоры со своими американскими коллегами и Росавиацией на предмет своевременного оповещения пассажиров об уровне солнечной активности. Главная проблема в том, что корректный прогноз можно сделать только на несколько ближайших часов. «Если человек приедет в аэропорт и увидит на табло предупреждающую надпись, пусть он сам принимает решение, лететь ему или нет», — предлагает Александр Фролов.
«Итоги» попытались разобраться: так ли страшны вспышки на Солнце для авиапассажиров и пилотов?
В пределах дозы
Любые перелеты, особенно дальние, для здоровья вообще малополезны. «При перелетах между разными часовыми поясами, особенно с запада на восток, у человека сбиваются внутренние ритмы, контролирующие наступление дня и ночи, — говорит доктор медицинских наук, заведующий лабораторией «Хрономедицина и новые технологии в клинике внутренних болезней» Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова Семен Рапопорт. — Для организма это всегда большой стресс. Он может спровоцировать обострения хронических заболеваний, в том числе сердечно-сосудистых и неврологических». Что касается радиации, то излучение излучению рознь.
Помимо внешней, так называемой дополнительной радиации, о которой как раз и говорил глава Росгидромета, человек получает еще и радиацию естественную — ту, что составляет естественный фон Земли. По оценкам ООН, средние дозы, получаемые людьми от естественного фонового излучения, составляют 2,4 мЗв/год, а стандартный диапазон этих доз — 1—10 мЗв/год. Все зависит от того, в каком регионе живет человек. Ближе к полюсам излучение мощнее, к экватору — меньше. За всю свою жизнь среднестатистический землянин способен накопить дозу естественного излучения около 100—700 мЗв. Считается, что человек получает неопасную дозу дополнительного излучения, если она сопоставима с дозой естественного излучения. Сюда относятся все внешние воздействия радиации — так называемые разовые, вынужденные облучения. Например, при флюорографии человек получает до 3 мЗв, а во время рентгеновского снимка у зубного врача — 0,2 мЗв. В сравнении с этим полеты на самолетах дают, казалось бы, совсем мизерную дозу облучения — 0,005—0,02 миллизиверта в час в зависимости от уровня солнечной активности. Те же сканеры в аэропортах добавляют пассажиру до 0,001 мЗв за один акт проверки. Иными словами, ощутимая доза радиации может накапливаться только у тех, кто «живет в небе». Допустим, бизнесмен поднимается на борт лайнера раз в неделю. Это примерно 48 полетов в год продолжительностью в среднем по 5 часов каждый. В этом случае он получает суммарную дозу облучения до 5 мЗв, что примерно в пять раз больше нормы. Для сравнения: даже если у стюардессы всего два полета в неделю, доза облучения увеличивается до 10 мЗв в год. Правда, нормы для летного состава предусматривают не более 80 часов нахождения в воздухе за месяц и не более 800 в год. По желанию работника этот норматив может быть увеличен на 10 часов в месяц и до 900 часов в год. При этом учитываются все негативные факторы влияния на человека, в том числе и радиации. А вот среднестатистический москвич, который летает в отпуск два раза за год, за четыре перелета по 5 часов получает 0,4 мЗв — в пределах нормы. Так ли уж нужны пресловутые табло в аэропортах? Мнения ученых разошлись.
На испуг
«Все зависит от интенсивности вспышек на Солнце, которые происходят регулярно, — рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории рентгеновской астрономии Солнца Физического института имени П. Н. Лебедева РАН Сергей Богачев. — В зависимости от силы они делятся на классы. Большинство относится к категориям А, В и С и на земную жизнь никак не влияет. А вот вспышки класса М (медиум) и Х (экстремальные) могут вызывать магнитные бури. В год на Солнце случается порядка 20 вспышек класса М и две-три класса Х. К ним особо чувствительны метеозависимые люди. Но они одинаково ощущают влияние бури и на земле, и в воздухе. Вряд ли из-за них, окажись они в числе пассажиров, имеет смысл отменять полет».
Даже при трансполярных перелетах, как считает Богачев, опасность для пассажиров минимальна. Если в районе экватора опасные частицы проникают в атмосферу до высот порядка 70 километров, то на полюсах обычно не опускаются ниже 30 километров и уж никак не могут попасть в зону, где летают пассажирские самолеты, — это 10—11 километров над землей.
«Предложение Росгидромета кажется просто абсурдом, — считает директор по авиационной деятельности ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (управляет аэропортом Пулково) Денис Павшинский. — Во-первых, это только создаст лишнюю смуту в работе аэропорта. У пассажиров и так волнение перед перелетом: люди боятся и терактов, и падения самолетов, и сложных погодных условий. Зачем лишний раз провоцировать панику? Сейчас запугать людей можно чем угодно. Многие, например, всерьез стали опасаться метеоритного дождя. При желании можно найти множество угроз природного характера, из-за которых стоит отменять полеты. Никаких весомых аргументов в пользу отмены полетов при вспышках на Cолнце нет».
Врачи тоже опасаются, что инициатива синоптиков вызовет волну паники среди пассажиров. «Воздействию магнитных бурь подвержены прежде всего пожилые люди, а также страдающие от сердечно-сосудистых заболеваний, болезней органов дыхания и нервной системы, — поясняет Семен Рапопорт. — Обычно эти люди острее реагируют на саму информацию о природных катаклизмах. Представьте себе, какой стресс может испытать метеозависимый человек, увидев на табло сообщение о повышенной солнечной активности. Часто последствия страха бывают хуже, чем его причина. Человек может, например, спровоцировать у себя сердечный приступ только за счет ожидания беды».
Конечно, при сильных магнитных бурях врачи могут рекомендовать пациенту отказаться от перелета, так как общее физическое состояние ухудшается. Но это уже крайняя мера. К тому же серьезно больных людей среди пассажиров не так уж и много. «За несколько дней до возможной магнитной бури им стоит снизить физическую активность и эмоциональные нагрузки, в соответствии с рекомендациями врача немного увеличивать дозу лекарств, которые они принимают системно», — советует Семен Рапопорт.
Но все-таки: насколько велика вероятность, что авиарейсы будут сверять по Солнцу? Ведущий научный сотрудник Института глобального климата и экологии Александр Минин считает, что в перспективе так может быть: «До конца не изучено влияние частых авиаперелетов на человека, в том числе и через полюса во время повышенной солнечной активности. Технологии развиваются, и люди начинают летать все чаще и чаще. То есть при частых перелетах человек оказывается в противоестественной среде. Мы родились и выросли на границе трех сред — воздуха, воды и земли. Как только человек отрывается от земли, он попадает в инородную среду. В нетипичных условиях воздействие радиации может быть сильнее. Солнечная активность — это такое же природное явление, как сильный дождь или туман. Сейчас ведь отменяют рейсы из-за нелетной погоды».
Правда, есть другая проблема. Вылеты из-за дождя или тумана часто откладывают не на основании прогноза синоптиков, а по факту — пассажиры и сотрудники аэропорта наблюдают причину отмены рейса, что называется, за окном. А увидеть вспышку на Солнце и тем более понять, какой она силы, обычный человек не может. Здесь приходится целиком и полностью полагаться на прогнозы синоптиков. Но все мы помним, как часто они ошибаются.