Читаем без скачивания Бандиты семидесятых. 1970-1979 - Федор Раззаков
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сойдя у пансионата, студенты отправились не к другу, а прямиком к зданию СОУР-17, куда вот-вот должна была прибыть машина с кассиршей. Они успели вовремя: спустя три-четыре минуты кассирша действительно объявилась, держа в руках потрепанный портфель, в котором находилось 33 929 рублей наличными. Нападение заняло меньше минуты. Один из преступников подскочил сзади к женщине, ударил ее два раза короткой металлической трубой по голове, выхватил портфель и бросился бежать. Через пять минут они были уже в машине Кешаяна, который взял курс к ресторану «Космос».
Между тем оказалось несколько свидетелей, которые хорошо видели нападавших и сумели описать сыщикам их приметы. По их словам, преступниками были молодые люди лет 20–25. Один из них – высокого роста, худощавый и с длинными волосами, другой, наоборот, – коротко стрижен, пониже ростом и с рыжей бородкой. Артур Кешаян был в курсе этих слухов и сразу понял, кого именно он подвозил в тот злополучный день к пансионату. Ему бы сразу явиться в милицию и чистосердечно обо всем рассказать, но он струсил. Подумал, что в таком случае его вполне могут обвинить в соучастии и упечь за решетку. На самом деле максимальное, что ему грозило, – прохождение по делу как свидетеля. Но в результате парень, что называется, огреб на полную катушку. Когда спустя месяц преступников все-таки вычислили и задержали, они рассказали о том, кто именно подвозил их к месту преступления. Кешаяна обвинили в недоносительстве и осудили на 9 лет тюрьмы. Такой оказалась расплата за проявленное им малодушие.
В белых тапочках…
В те же дни в Москве был разоблачен еще один преступник, правда куда более миролюбивый. Да и само его задержание было больше похоже на эпизод из комедии, чем правду жизни. Судите сами. Этот злоумышленник оказался квартирным вором, который средь бела дня забрался в одну из богатых квартир на Калининском проспекте. Содержимое шкафов этого жилища вору настолько понравилось, что он немедленно облачился в одежду хозяев: надел цивильный костюм, брюки, а ноги просунул в домашние тапочки. И в этот самый момент в квартиру вернулась хозяйка. Увидев постороннего, да еще облаченного в одежду ее благоверного, женщина подняла дикий визг, который явно не входил в планы преступника. Оттолкнув кричавшую в сторону, вор стремглав бросился вниз.
Вполне возможно, преступнику так и удалось бы остаться безнаказанным, если бы не маленькая оплошность: он забыл на месте преступления свои туфли и теперь вышагивал по оживленному Калининскому проспекту в домашних тапочках. Согласитесь, зрелище странное: мужчина в костюме с иголочки и в тапках. Именно поэтому на него и обратил внимание страж порядка из 122-го отделения милиции Анатолий Сидоров. «Гражданин, минуточку, – обратился милиционер к странному прохожему. – Разрешите взглянуть на ваши документы». Мужчина в тапках протянул милиционеру свой паспорт.
Сидоров сразу обратил внимание на то, что печать в документе какая-то размытая, да и фотография наклеена косо. «Прошу пройти в отделение», – сказал милиционер и уже хотел указать задержанному направление, куда следовало идти, как тут произошло неожиданное. Мужчина ударил стража порядка кулаком в лицо и бросился бежать. Бежал он резво, поскольку был в тапках. Вполне возможно, от погони он бы скрылся, не допусти промашку: заскочил в первый же автобус. А тот долго не отправлялся. В итоге страж порядка успел заскочить на подножку автобуса. Преступник оказался в ловушке.
Нелюдь
Такой вид преступления, как похищение младенцев, в СССР долгие годы был в диковинку. Поэтому молодые мамаши никогда не боялись оставлять коляски с детьми возле магазинов, а сами отсутствовали по нескольку минут. Однако осень 1977 года и страшные преступления, случившиеся в Москве, заставили многих родителей изменить своим привычкам.
Все началось в пятницу, 16 сентября . В тот день молодая москвичка отправилась вместе со своей трехмесячной дочкой в магазин на улице Бирюзова за молочной смесью. Зайдя в магазин, женщина оставила девочку в коляске у входа, надеясь, что покупка займет от силы две-три минуты. Так, собственно, и получилось. Однако, когда женщина вышла обратно, коляски на месте уже не было. Ее украл москвич Анатолий Бирюков, у которого давно созрела мысль похитить и изнасиловать малолетнего ребенка. В тот день он специально пришел к магазину, где продавали смеси для младенцев, надеясь, что кто-то из молодых матерей оставит коляску с ребенком у входа. И вскоре дождался.
Завладев коляской, Бирюков долго катил ее по улицам, пока не убедился, что никакой погони за ним нет. Затем, достав спящую девочку из коляски, он зашел с ней в подъезд ближайшего дома. Там он поднялся на один из этажей, надеясь осуществить свой замысел – изнасиловать малышку. Но в тот самый миг, когда маньяк уже раздел ребенка, наверху раздались чьи-то голоса. Испугавшись, что его застигнут на месте преступления, Бирюков отказался от своего замысла. Но выродок не оставил ребенка живым: выхватив из кармана нож, он вспорол малышке живот.
Три дня спустя, в понедельник, 19 сентября , маньяк снова вышел на кровавую охоту, на этот раз облюбовав магазин «Детский мир», что на проспекте Мира. Ждал примерно около получаса. Наконец одна из молодых мамаш, оставив коляску с дочкой у входа в магазин, сама зашла внутрь. Бирюков выждал еще несколько секунд, после чего подошел к коляске, как ни в чем не бывало достал из нее ребенка и быстро направился с ним в метро. И снова никто из прохожих не обратил на него никакого внимания.
Бирюков проехал с девочкой несколько остановок, после чего поднялся наверх. Какое-то время он бродил по улицам, подыскивая укромное место для своего черного дела. Этим местом стал заброшенный пустырь. Там маньяк изнасиловал младенца и выбросил его в мусорный бак, стоявший неподалеку. После этого, удовлетворенный проделанным, отправился домой, где его ждали… жена и две дочки.
После второго случая похищения младенца это дело попало на контроль к министру внутренних дел Союза. Стало понятно, что в городе объявился жестокий маньяк, который будет продолжать свою кровавую охоту до тех пор, пока его не поймают. Перед столичным ГУВД была поставлена задача сделать это как можно быстрее. Но одно дело задачу поставить, и совсем другое – ее решить.
17 октября на свалке возле подмосковного поселка Мамыри (недалеко от Хованского кладбища) была найдена страшная находка – труп девочки трех месяцев от роду. По мнению экспертизы, малышка перед смертью была изнасилована. Как выяснилось вскоре, это была та самая девочка, которая пропала 19 сентября от магазина «Детский мир», что на проспекте Мира. Что касается маньяка, то он, несмотря на все старания милиции, за истекший месяц совершил еще три аналогичных преступления. После чего, поняв, что его усиленно разыскивают, решил сменить место своих преступлений и обратил взор на Подмосковье. Там его и поймали.
Произошло это в городе Чехове. В тот день Бирюков изменил своей привычке: не стал выслеживать жертву вблизи магазинов, а пошел на преступление спонтанно. Возвращаясь домой, он случайно увидел, как возле продуктового магазина стоит коляска. Маньяк не смог удержаться и заглянул внутрь. В коляске мирно спала девочка. Оглядевшись по сторонам и убедившись, что поблизости никого нет, Бирюков достал младенца из коляски и поспешил прочь. Но на этот раз удача отвернулась от душегуба.
Он сделал всего лишь несколько шагов, как ребенок внезапно заплакал. Да так сильно, что этот плач услышала молодая мамаша. Выбежав на улицу, она подняла такой крик, что на него сбежалось около десятка прохожих. Понимая, что осуществить задуманное ему не удастся, маньяк бросил ребенка и побежал прочь. Однако на этот раз оказалось слишком много свидетелей. Люди не только сумели обратить внимание на то, как был одет преступник, но и запомнили его внешность. И эти показания сыграли решающую роль в поимке маньяка – спустя несколько дней его арестовали прямо на улице, куда он вышел для совершения очередного преступления.
Поскольку зверства, которые совершил Бирюков, нормальному человеку не совершить, маньяка отправили на психиатрическую экспертизу в Институт имени Сербского. Но врачи нашли Бирюкова абсолютно вменяемым. В итоге суд приговорил его к расстрелу. Справедливо.
Стоит отметить, что именно со второй половины 70-х в СССР начался рост сексуального насилия. Правда, в отличие от Запада этот рост был медленным, что объяснялось различием в системах: социалистическая была гораздо гуманнее и не пропагандировала насилие. Но все б?льшая ориентация в сторону западной модели общества с его культом потребления, которая особенно активно началась в СССР в 70-х годах, невольно несла в себе и все пороки, присущие подобному обществу, в том числе и апологетику секса, особенно в среде молодежи. Рост сексуального насилия можно было остановить карательными мерами с помощью той же милиции, но беда была в том, что последняя оказалась не готова к этому. И биографии самых известных советских маньяков, которые появились в 70-х (Михасевич, Чикатило), наглядно говорили об этом: именно в силу своей неподготовленности к такого рода преступлениям советская милиция не смогла пресечь преступные действия маньяков в самом зародыше, в результате чего они вершили свои черные дела на протяжении 12–13 лет. Правда, в отличие от своих западных коллег эти маньяки все равно выглядели бледно: как говорится, не та школа.