Читаем без скачивания Газета Завтра 828 (92 2009) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Тем самым выведена из тени весомая фигура умолчания современного политического процесса - радикальное русское сопротивление, принявшее в условиях информационного прессинга, репрессий (а как иначе охарактеризовать правоприменительную практику ст. 282 УК РФ?) и правового нигилизма со стороны власть предержащих, формы классической городской герильи, партизанской войны XXI века.
Впрочем, авторы фильма, надо отдать им должное, занимаются не героизацией этого явления как такового, а скрупулёзным исследованием причин, побудивших "браться за оружие" далеко не худших представителей современной русской молодёжи. Симптоматично участие в фильме двух наиболее известных русских писателей-политзаключённых - Ивана Миронова (автора сенсационной книги "Замурованные", главы из которой публиковались в газете "Завтра") и Юрия Екишева, написавшего в заключении пронзительную книгу "Россия в неволе".
Проклятый русский вопрос "Что делать?" подвисает в воздухе. А что можно сделать с идеалистами, которые даже в условиях пожизненного заключения озабочены лишь следующим: "Оказывая поддержку, всё же знайте - золотая клетка не перестает быть клеткой. Пусть лучше деньги пойдут на борьбу и организацию амнистий. Можно жрать баланду и ходить в линялой робе, зная, что скоро продолжишь путь Сопротивления. Пушки вместо масла!"
ПОЖАР В МУЗЕЕ ВАСИЛЬЕВА. ЧТО ДАЛЬШЕ?
В ночь с 21 на 22 сентября произошёл пожар в здании Музея Константина Васильева.
Загорелось помещение газовой котельной. Огонь распространился через систему вентиляции на чердачное помещение. Прибывшим пожарным удалось быстро потушить пожар, но сгорел весь третий этаж, рухнули деревянные перекрытия и частично крыша. Общая площадь возгорания составила 250 кв. м.
Сотрудники музея подозревают поджог: на месте возникновения очага возгорания найдены обгоревшие автомобильные покрышки, чувствовался сильный запах бензина. С ними согласны и пожарные.
Хочется написать, что "картины Васильева, к счастью, не пострадали". И это так. Именно потому, что картин в музее нет! Больше месяца они находятся на балансе частной фирмы в неизвестном месте, о чем уже писала наша газета (N37).
Ясно, что пожар в здании показывает, что противостояние вокруг музея Васильева вышло на новый виток. Кому-то нужны площади под застройку? Или кто-то хочет "похоронить" память о знаменитом русском художнике? Молчит культурная общественность. Молчит Министерство культуры.
Что будет с музеем и коллекцией? Пока одни вопросы без ответов.
Отдел культуры «Завтра»
Олег Щукин ЧТО, ГДЕ, ПОЧЁМ?
Все мы живём в мире слов и чисел. Слова, написанные или произнесенные, обеспечивают общение между людьми. А числа? Что обеспечивают числа? Где и как чаще всего мы сталкиваемся с ними в обыденной жизни?
Ответ на этот странный вроде бы вопрос вполне очевиден. Если вы не занимаетесь математикой и прочими точными науками, то это, конечно, деньги: монеты и "бумажки", на каждой из которых обозначен её "номинал". И очень похоже на то, что система таких номиналов далеко не случайна, что она задает некие "ключевые" точки, в системе которых "привыкает работать" сознание человека.
Если сравнить номиналы советских (1961-1991) и нынешних российских денег, то мы сразу увидим очевидные различия между ними.
Советские деньги (монеты): 1 копейка, 2 копейки, 3 копейки, 5 копеек, 10 копеек, 15 копеек, 20 копеек, 50 копеек, 1 рубль. Далее шли "бумажки": три номинала государственных казначейских билетов (1 рубль, "трешка" и "пятерка"), а также четыре номинала билетов Государственного банка СССР (10, 25, 50 и 100 рублей). Как видите, в советскую нумерологическую систему, помимо основного десятиричного (двоично-пятиричного) кода, был (кем-то очень мудрым) на копеечно-рублевом, массово доступном уровне, встроен (вернее, воссоздан, ибо таковы же были и номиналы дореволюционного рубля) и дополнительный троичный код. Что, конечно, придавало всему отечественному менталитету некое дополнительное измерение. И не только числовое.
У нынешних (с 1997 года) российских денег совсем иная нумерологическая система. Смотрим - монеты: 1 копейка, 5 копеек, 10 копеек, 50 копеек, 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, 10 рублей; "бумажки": 5 рублей (выведена из обращения), 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей.
То есть любой гражданин РФ усилиями Центробанка России постоянно загоняется в самое банальное, простое и "телесное" из возможных числовых пространств: "один-два-пять". Один человек, у него две руки, пять пальцев на руке, а каждая рука устроена так, что тянет на себя… Полагаю, что это вовсе не случайно и не удобства ради. Ведь банковским машинкам в наше время абсолютно всё равно, какие именно деньги считать. Тут даже не "тройка-семерка-туз" пушкинского Германа из "Пиковой дамы" - это какое-то насильственное и фактически непрерывное "выпрямление мозговых извилин" людей до простейших потребительских стандартов… Шутки ради, сравните сами, сколько способов собрать сумму, скажем, в 87 копеек существовало в советские времена и сколько осталось - сегодня.
Кстати, в США используется та же в основании своём, хотя и несколько более сложная нумерологическая система денежных знаков. Монеты: 1 цент, 2 цента, 5 центов, 10 центов, 25 центов "квотер", 50 центов и доллар. Банкноты: 1 доллар, 2 доллара, 5 долларов, 10 долларов, 20 долларов, 50 долларов и 100 долларов. Тот же, что и в нынешней Российской Федерации, двоично-пятеричный код, но последовательность ключевых точек, как видим, несколько иная.
Кстати, американская система один в один, без всяких изменений, была "слизана" и современной Украиной - с той лишь разницей, что доллары заменили гривнями, а центы - копейками. Правда, ни один "нэзалэжный свидомит" вам не скажет, почему украинские власти оставили "москальские" копейки - ведь это название пошло от московского герба с Георгием Победоносцем, пронзающим копьём змия (дракона).
Практически те же самые числовые последовательности, с небольшими местными вариациями, можно увидеть также в денежных системах Евросоюза (включая Великобританию, которая с января 1971 года отказалась от традиционной двенадцатиричной системы), КНР и Индии. И если это - не глобализация, то что такое тогда - глобализация?
Анна Серафимова ЖИЛИ-БЫЛИ
Пасмурный промозглый день, то и дело занимается дождь. Лужи таковы, что перепрыгивая одну, впрыгиваешь в такую же лужу, что пытался перепрыгнуть. При этом обдаешь себя и окружающих снопом брызг. Потому лужи преодолеваешь вброд. Ветер делает услуги зонта бесполезными: дождь задувается под купол.
Сырая с ног до головы, ныряю в неосвещенный подземный переход. Там то ли спасаются от сегодняшнего дождя, то ли ежедневно живут бомжи, о чем-то яростно споря, возле них лежат собаки, стоит нищая, бабушки торгуют носками, огурцами, носовыми платками, зазывала выкрикивает: "Услуги лучших адвокатов Москвы по низким ценам". Немолодой голос поющей женщины. Продираюсь через это демократическое собрание. Поравнялась с поющей: "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались", - выводит она. Ситуация "смех сквозь слезы", и не знаешь, то ли смеяться, то ли плакать. Действительно, все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Женщина лет 60, типичный митинговый завсегдатай времен: "Ельцин! Ельцин!"; из публики, требовавшей вешать защитников Верховного Совета.
В самую пору этой певице поневоле, ратовавшей в свое время за свободу действий и ныне свободно распевающей "подайте", спеть еще и "Если я заболею, к врачам обращаться не стану", Конечно, милая, не станешь. И врачи, если ты заболеешь, к тебе обращаться не станут и внимания обращать на твои заболевания тоже не станут. Так что полный консенсус!
Песни выучены на посиделках, в вылазках на природу, где у костров собирались группы по интересам. Эти бардовские хождения в леса были этакими маевками: вдали от посторонних, среди своих, у костров рождались такие заздравные песни, которые для многих стали заупокойными.
Состарившихся демократов ветер перемен раздул кого куда: кого сдул, кого вдул в Думу, Совет Федерации, правительство, другие места, где наши деньги можно без нашего ведома транжирить под видом инноваций, национальных проектов, и просто воровать, чем демократия все эти годы истово и занимается.
А кого ветерок задул в эти грязные закутки - порождения демократии, где и слышен глас демократических перемен. А разве жизнь этой женщины не переменилась с приходом демократии коренным образом? Переменилась. И пусть подбросит над собой камень тот, кто утверждает обратное.
Демократия - дама слепая и глухая. Свой-не свой, а всех употребит по назначению сугубо демократическому. Она - тот дьявол, которому как ни служи, а на сковородке в первую очередь и окажешься.
Те публичные приверженцы демократических принципов, которые от ее костлявой руки ускользнули - никакие не демократы и эту бабу хорошо знают. Что она требует жертв. Потому они в жертву принесли всех и все. А сами от демократии надежно спрятались за депутатскую неприкосновенность, статус госслужащего, укрылись за стенами белого дома, благотворительных фондов, где благотворительствуют исключительно себе. Не говоря уж о такой надежной защите от демократии и демоса (то есть народа), как Кремлевская стена. Вот уж куда ни демократия, ни демос не проникнут! Схоронились от демократии там, где никакой демократии! И оттуда выкрикивают: "Демократия! Демократия!"