Читаем без скачивания Военный дневник. 1941–1942 - Франц Гальдер
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Полковник Цильберг. Перемещение штаб-квартиры. Текущие дела Генерального штаба.
Разговор с главкомом о моих впечатлениях от поездки и о предстоящей операции «Барбаросса». Никаких особых моментов.
Вечером поступило воззвание фюрера к войскам по поводу «Барбароссы». Нарочито политический тон воззвания, слишком многословного для призыва!
Цильберг вечером – о некоторых личных делах офицеров Генштаба (о начальнике оперативного отделения VI армейского корпуса).
Совещание с разбором обстановки:
а. Условный сигнал «Дортмунд!» [приказ о начале наступления], означающий проведение операции, передан.
б. Положение с матчастью у Лейбштандарта «Адольф Гитлер» улучшилось. Возможно, он еще будет готов к сроку. […]
г. Венгрия несколько улучшила свои пограничные укрепления (противотанковые орудия).
д. Войска СС, развернутые севернее Белостока с целью не допустить прорыва, подходят к населенному пункту Арис. […]
Генералы [Фриц] Бранд{2} и [Вальтер] Буле:
а. Развертывание артиллерии. Оценка Генеральным штабом программы развития, разработанной начальником управления вооружений сухопутных войск.
б. Отчет Бранда о поездке: развертывание артиллерии на Востоке.
в. Соотношение в артиллерии. Германия + Румыния: Россия = 2,2: 2,9.
Генерал Буле:
а. Текущие организационные вопросы.
б. План производства танков к осени (Шелль).
в. Опыт пополнения подвижных соединений после Юго-Восточной операции. […]
Генерал-лейтенант [Фридрих] Паулюс. Организация работы Генерального штаба с началом операции (письменная директива по штабу). […]
[Эдуард] Вагнер – [Рудольф] Богач:
а. Возможные транспортные затруднения на люблинском выступе. По мере необходимости согласование с начальниками войсковых транспортных колонн.
б. Задержка почтовых отправлений с родины в действующую армию «Б» [ «Барбаросса»] =
1 день до «Б» + 5 дней. […]
[Адольф] Хойзингер:
а. 13-е пехотное соединение для Румынии? (25.6 – Салоники; 29.6 – возможное прибытие в Румынию.) Под сомнением интересы ОКВ.
б. Дуче предлагает для участия в операции на Востоке: один армейский корпус, две кавдивизии, одно моторизованное соединение. (Следует использовать на Балканах?)
в. Словакия. Каких-либо политических шагов не предвидится.
г. Авиация (Вальда) сообщает, что она готова.
д. Главком очень хочет использовать в операции «Барбаросса» 164-ю дивизию. Она находится на греческих островах. Прибудет слишком поздно. Подходит для операции в Анатолии. Замена ее дивизией 15-й линии.
Сведения о противнике. На отдельных участках замечена повышенная внимательность русских. (Перед фронтом VIII армейского корпуса противник занимает позиции.) В Финляндии официально объявлена мобилизация.
Часы совещаний. Утром: у меня – 9.00; у главкома – 10.00. Вечером: у меня – 20.00; у главкома – 21.00.
Потом – донесение фюреру.
Общий состав сил
Примечания к таблице:{1} В том числе 4 легкие пехотные и 2 горно-егерские дивизии.
{2} В том числе 4 дивизии СС.
{3} В том числе 3 охранные дивизии и 2 дивизии 15-й линии. + 37 механизированных бригад пересчитаны в меньшее количество соединений дивизионного состава.
Примечания
{1} Харальд Эквист (1891–1971), генерал-лейтенант, представитель главнокомандующего финской армией при Верховном командовании вермахта. – Прим. ред.
{2} Фриц Бранд (1889–1967), генерал артиллерии, генерал артиллерии при главнокомандующем сухопутными войсками. – Прим. ред.
22 июня 1941 г. (воскресенье). 1-й день войны
Утренние сводки сообщают, что все армии, кроме 11-й [на правом фланге группы армий «Юг» в Румынии], перешли в наступление согласно плану{1}. Наступление наших войск, по-видимому, явилось для противника на всем фронте полной тактической внезапностью.
Пограничные мосты через Буг и другие реки всюду захвачены нашими войсками без боя и в полной сохранности. О полной неожиданности нашего наступления для противника свидетельствует тот факт, что части были захвачены врасплох в казарменном расположении, самолеты стояли на аэродромах, покрытые брезентом, а передовые части, внезапно атакованные нашими войсками, запрашивали командование о том, что им делать. Можно ожидать еще большего влияния элемента внезапности на дальнейший ход событий в результате быстрого продвижения наших подвижных частей, для чего в настоящее время всюду есть полная возможность. Военно-морское командование также сообщает о том, что противник, видимо, застигнут врасплох. За последние дни он совершенно пассивно наблюдал за всеми проводившимися нами мероприятиями и теперь сосредоточивает свои военно-морские силы в портах, очевидно опасаясь мин.
11.00 – [Фридрих] Паулюс сообщил о заявлении статс-секретаря [барона Эрнста фон] Вайцзеккера. Англия, узнав о нашем нападении на Россию, сначала почувствует облегчение и будет радоваться «распылению наших сил». Однако при быстром продвижении германской армии ее настроение вскоре омрачится, так как в случае разгрома России наши позиции в Европе крайне усилятся.
Вопрос о готовности Англии к соглашению с нами он оценивает следующим образом: имущие классы Англии будут стремиться к соглашению, которое предоставило бы нам свободу действий на Востоке, при условии, конечно, что с нашей стороны последуют уступки в вопросе о Бельгии и. Голландии. Если это направление возьмет верх, то Черчиллю придется уйти в отставку, так как он опирается на лейбористскую партию, которая в противоположность имущим классам не заинтересована в мире. Такой мир снова дал бы власть в руки имущих классов, в то время как лейбористская партия сама стремится к власти. Следовательно, она будет продолжать борьбу до тех пор, пока имущие классы не будут окончательно отстранены от власти. На каких условиях лейбористская партия пойдет на соглашение с Германией, сказать сейчас невозможно. Совершенно очевидно ее резко отрицательное отношение к национал-социализму, так как лейбористская партия находится под сильным влиянием евреев и связана с коммунистами. Во всяком случае, пока что лейбористская партия не склонна к какому-либо соглашению.
На Дальнем Востоке маловероятно, чтобы Япония выступила против Англии. Скорее, как Япония, так и Америка будут избегать втягивания в войну. Германия заинтересована в том, чтобы удержать их обеих от вступления в войну, так как в противном случае война станет необозрима по продолжительности и средствам ее ведения и заключение мира в будущем станет крайне сложной и трудной проблемой.
[Эбергард] Кинцель, Мацки{2} :
а. Русская моторизованная псковская группа (оперативный резерв) обнаружена в 300 км южнее предполагавшегося ранее района ее сосредоточения. Она находится южнее Западной Двины! Это только выгодно для нас.
б. О подтверждении дислокации различных русских соединений.
Перехвачена русская радиограмма: «Штаб 3-й армии разбит. Пришлите истребители».
в. Положение в Сирии стало критическим. Дамаск взят англичанами. Английские моторизованные соединения продвигаются с востока на Пальмиру.
12.00 – Поступили сведения о том, что русские восстановили свою международную радиосвязь, прерванную сегодня утром. Они обратились к Японии с просьбой представлять интересы России по вопросам политических и экономических отношений между Россией и Германией и ведут оживленные переговоры по радио с германским министерством иностранных дел.
Капитан 1-го ранга Лойке{3} доложил о боевых действиях на море. Русские проявляют пассивность.
13.30 – Из оперативного отдела доложили:
а. Командование ВВС сообщило, что наши военно-воздушные силы уничтожили 800 самолетов противника (1-й воздушный флот – 100 самолетов, 2-й воздушный флот – 300 самолетов, 4-й воздушный флот – 400 самолетов). Нашей авиации удалось без потерь заминировать подходы к Ленинграду с моря. Немецкие потери составляют до сих пор 10 самолетов.
б. Командование группы армий «Юг» доложило, что наши патрули, не встретив сопротивления, переправились через Прут между Галацем и Хуши и между Хуши и Яссами. Мосты в наших руках.
Во второй половине дня поступили донесения об успешном продвижении наших войск, в особенности севернее Бреста ([3-я танковая] группа [Германа] Гота) и на фронте 4-й танковой группы ([Эрих] Гёпнер).
Италия объявила войну России.
Общая картина первого дня наступления представляется следующей:
Наступление германских войск застало противника врасплох. Боевые порядки противника в тактическом отношении не были приспособлены к обороне. Его войска в пограничной полосе были разбросаны на обширной территории и привязаны к районам своего расквартирования. Охрана самой границы была в общем слабой.