Читаем без скачивания Эксперт № 40 (2013) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
— Я все же сторонник возобновляемых источников энергии. Я, конечно, понимаю теперешнее внимание своего правительства (после отказа от атомной энергии. — «Эксперт» ) к более надежным источникам энергии, таким как газ или нефть, но постепенно должен укрепляться имидж технологий чистой энергии как недорогого источника электричества. Кстати, и мы сейчас работаем над созданием нового типа батарей, которые смогут не только хранить, но и производить энергию, правда, здесь я вам деталей не скажу, так как это дело только в самом начале. Потом у меня особый взгляд на биоресурсы. Я бы обратил на них внимание не с той точки зрения, что из них можно получить древесные или фекальные пеллеты для сжигания в печи или метанол из кукурузы в качестве добавки в машинное топливо. Живая природа умеет воспроизводить себя, пользуясь только энергией солнечного света, и, я думаю, со временем человек научится строить новые энергетические системы по образцу растений, получая электроэнергию напрямую из растений и других живых организмов. Но это дело совсем далекого будущего.
Как зарядить электромобиль по дороге
Согласно данным исследования компании Frost & Sullivan "Анализ стратегически важных технологий и рынка инфраструктуры зарядки электромобилей в Европе", рынок станций подзарядки вырастет с 7,25 тыс. единиц в 2012 году до более чем 3,1 млн в 2019-м. Среднегодовой темп роста отрасли в 2012-2019 годах составит 113,3%. Страны-лидеры здесь Франция, Германия, Норвегия и Великобритания, поскольку электромобили там особенно популярны.
Развитие инфраструктуры подзарядки играет огромную роль в поддержании роста рынка электромобилей. Наличие достаточного количества станций подзарядки означает, что пользователи электромобилей будут более уверенно чувствовать себя на дороге, не опасаясь путешествий на длинные дистанции. Но практически в 83% случаев подзарядка электромобилей будет выполняться у дома или на парковке, где транспортное средство ежедневно стоит по 8-10 часов.
Будет также востребована индукционная подзарядка, однако широкое внедрение этой технологии, скорее всего, начнется только после 2014 года.
Несмотря на в целом положительную динамику рынка электромобилей, сохраняется ряд факторов, замедляющих его рост. В первую очередь это невозможность проехать достаточно большое расстояние на одной подзарядке, а также длительное время подзарядки - от 30 минут до 10 часов. Но активные исследования, проводимые в этой области, позволяют надеяться, что участники рынка смогут предложить инновационные технологии для решения этих проблем. Среди новых актуальных тенденций выделяется технология быстрой подзарядки от переменного тока, которая позволит подзаряжать автомобили за 2-3 часа. Эта технология будет оптимальным решением для публичных мест, например кинотеатров и торговых центров.
Еще одна сложность - необходимость выработать единую стандартизированную бизнес-модель, поскольку в разных европейских странах действуют разные правила и стандарты использования электроэнергии. Если на рынке сохранится подобная положительная динамика, разработка динамичной бизнес-модели станет ключевым условием будущего роста. Улучшение доступности инфраструктуры подзарядки в стратегически важных публичных местах позволит развеять опасения пользователей, связанные с чрезмерной разреженностью сети станций. Новые технологии, позволяющие ускорить процесс подзарядки, а также повысить надежность и безопасность данной инфраструктуры, ускорят распространение электромобилей, считают во Frost & Sullivan.
График 1
Мировой рынок литий-ионных батарей по секторам потребления
График 2
Беспроводные технологии для зарядки передвигающихся объектов
: Геворг МирзаянАмерикано-иранское
Геворг Мирзаян
Американо-иранское примирение способно стабилизировать весь Ближний Восток. Если оно, конечно, произойдет
Барак Обама и Хасан Роухани так и не смогли решить, кто из них позвонил первым
Фото: AP
Начавшаяся в Нью-Йорке 68-я сессия Генеральной ассамблеи ООН оказалась чрезвычайно богатой на события. Она вместила в себя и российско-американское соглашение по Сирии, и бойкот венесуэльского лидера Николаса Мадуро , и последнюю истерику Михаила Саакашвили , однако самым важным событием стало начало американо-иранского сближения. С трибуны ООН новый иранский президент Хасан Роухани публично осудил геноцид евреев во время Второй мировой войны и заявил о готовности развеять опасения мирового сообщества относительно иранской ядерной программы. На это заявление Барак Обама ответил телефонным звонком, что стало первым личным контактом президентов США и Ирана за последние 34 года. «Мы обсудили усилия, направленные на достижение соглашения по иранской ядерной программе… Несомненно, будут возникать серьезные препятствия, и успех вовсе не гарантирован, но я считаю, что мы можем найти всеобъемлющее решение», — раскрыл содержание телефонного разговора Барак Обама. По словам американского президента, обеим сторонам нужно оставить позади «тяжелую историю взаимоотношений» между обеими нациями.
Не исключено, что в обозримом будущем состоится исторический американо-иранский саммит, на котором будет подписана не менее историческая пакетная сделка между Ираном и Соединенными Штатами. По словам госсекретаря США Джона Керри , эта сделка может быть подготовлена в течение нескольких месяцев — а может, и ранее, если иранцы оперативно предоставят четкие гарантии мирного характера своей ядерной программы.
Сделка выгодна и США, и Ирану, она изменит всю систему безопасности на Ближнем Востоке — именно поэтому существует ряд сил, которые пойдут на все, чтобы ее сорвать. Среди этих сил и американские скептики, и иранские консерваторы, и ставшие союзниками заклятые враги — Израиль и Саудовская Аравия.
Без мяса, но с атомом
Соединенные Штаты пошли на примирение с Ираном не от хорошей жизни. В Белом доме нашли смелость признаться в том, что их предыдущая политика в отношении Исламской Республики оказалась не только неэффективной, но и вредной для интересов США.
Все 34 года после создания Исламской Республики в Вашингтоне рассматривали режим аятолл как враждебное образование и всячески пытались его уничтожить. Сначала руками соседей (США активно спонсировали Саддама Хусейна во время ирано-иракской войны), затем с помощью санкций. Однако Иран выстоял — режим аятолл оказался куда более крепким, чем его представляли себе американские политологи. Более того, события ирано-иракской войны и спасение Ирана аятоллами стали архетипом национального самосознания, а погибшие «борцы за веру» возведены в ранг героев Исламской Республики. Санкции, введенные в 80-е и 90-е годы прошлого века, также не смогли обрушить режим. Иран научился жить в изоляции, с помощью европейских компаний ему удалось создать более или менее самодостаточную промышленность (вплоть до автомобилестроения), а деньги, получаемые Тегераном от экспорта углеводородов, не позволяли американцам потопить иранскую экономику.
То, что Соединенным Штатам не удавалось свергнуть режим аятолл, было лишь полбеды — иранцы огрызались. Сначала не сильно: находящийся в окружении врагов — Афганистана и Ирака, — Тегеран отвечал США и их союзникам на периферии через финансирование международных террористических организаций и палестинских группировок. Однако после терактов 11 сентября ситуация в корне изменилась. Соединенные Штаты своими руками уничтожили врагов Ирана (сначала талибов в Афганистане, а затем и режим Саддама Хусейна), и Исламская Республика начала Drang nach Westen. В итоге Тегерану удалось поставить под свой контроль значительную часть нового, постсаддамовского Ирака, усилить свои позиции в Сирии, Ливане и секторе Газа, а также бросить вызов влиянию Саудовской Аравии на монархии Аравийского полуострова. Фактически Иран из загнанного на задворки региона изгоя превратился в ведущую политическую державу Ближнего Востока.
Однако политикой дело не ограничилось — в начале 2000-х Запад забил тревогу относительно иранской ядерной программы. Начиная с 2002 года МАГАТЭ безуспешно пыталась получить доступ к иранским ядерным объектам, а специалисты предупреждали, что вкупе с предоставленными Северной Кореей технологиями баллистических ракет дальнейшее развитие иранской ядерной программы может привести к тому, что в обозримом будущем Иран станет ядерной державой. Для создания бомбы нужно 250 килограммов обогащенного до 20% урана. По данным МАГАТЭ, в августе у Ирана было уже 186 килограммов. По мнению некоторых исследователей, если иранские центрифуги продолжат работать в нынешнем темпе, то уже к середине 2014 года Ирану понадобится лишь неделя для того, чтобы после принятия политического решения создать из обогащенного до 20% урана оружейный.