Читаем без скачивания Газета Завтра 842 (106 2010) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Есть и параллельные миры. Они существуют, их много. Просто религия этим не занимается, она делает упор на миры высшие, на метафизику.
В повести, чтобы изобразить идеальную Россию, я использовал старый метод — Рассея, Русская держава — это фактически невидимый град Китеж. Это тоже параллельный мир, далёкий от нас, как Шамбала. Но и физический мир имеет своё продолжение, просто наши органы чувств настолько ограничены, что мы видим только часть даже физического мира, не говоря уже о тонкой материи.
"ЗАВТРА". Русские качества несколько несовместимы со средней жизнью, всё время нас куда-то загоняют — то под танк, то под лавку. Что же делать — учиться жить?
Ю.М. Касательно земной России — это большая проблема. Кто-то уходит в пьянство, исчезает. В то же время, когда наступает опасность, война все могут собраться и показать чудеса героизма. Это опять же — жертвенный путь. В идеале надо сочетать в себе необыкновенную русскую душу и умение жить. Другого выхода нет. В книге "Россия Вечная" я приводил слова немецкого генерала: "Русские не должны беспокоиться за свою страну, ибо за неё стоит Бог. Ибо если бы этого не было, такая страна не просуществовала и два-три месяца". Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай. Бог помогает тем, кто сам о себе заботится. Недавно по ТВ смотрел выступление Патриарха. Он обратился к опыту Великого Новгорода. Новгород дал высокие образцы духовности, вместе с тем новгородцы были очень практичны, и обустроили свою республику так, что она сумела просуществовать между агрессиями и с запада, и с востока.
Если мы спустимся на землю, а "Россия Вечная" построена на исследовании России Духа, можно сказать следующее: Россия попала в очень сложное положение.
Геополитическая катастрофа девяностых. Мы оказались на перепутье, чуть ли не оторвались от собственных традиций. Современная цивилизация— цивилизация голого чистогана, и каждое государство в той или иной степени подчиняется этой преобладающей тенденции, Проблема в том, что это противоречит русской традиции, русской духовности и тому, что я понимаю под русской душой. Поэтому возникает резкое противоречие, когда мы имеем, с одной стороны, усреднённость, тупость и меркантилизм, который доходит до бреда и криминала. С другой стороны, одновременно в России существуют люди, и их немало, которые движутся в совершенно другом направлении. Потому Россия находится в таком турбулентном состоянии. Частенько это совмещается в одной личности. Люди чувствуют, что стремление к материальным благам убивает душу, но не могут освободиться.
Данная ситуация связана с цивилизацией, а она, как любой период в истории, не вечна. Формула "конца истории" — это идиотизм. Всё ещё возможно. Мы знаем, как двадцатый век резко отличается от девятнадцатого. И, видимо, двадцать первый век будет совсем иным, чем двадцатый. Совершенно очевидно, что такой тупой материализм не может продолжаться бесконечно. Произойдут какие-то события, которые повернут человечество, по крайней мере, часть человечества, к другому пути. Это могут быть катаклизмы, войны, а могут и просто определённые открытия, которые напомнят человеку о том, что высшие силы существуют. В научных лабораториях уже десятилетиями пытаются прорваться в параллельный мир. Раньше, в древности, всё это было открыто, контакт с параллельными мирами для греков был повседневностью.
Конечно, надо научиться жить. Некоторые говорят: капитализм заставит, он основан на конкуренции, не работаешь из квартиры — вон. Да, капитализм даёт динамизм, люди начинают бояться за свою шкуру. Но русского человека этим можно задеть, но недостаточно. Забавно-показательный случай. Выхожу из лифта, стоит сосед, я его спрашиваю: "Почему же у нас такая грязь в подъезде?". Сосед пожал плечами и сказал: "Идеи нет".
Капиталистическое принуждение — это такой кнут, которого и крепостное право не знало. Но для русского человека нужна идея. Если некоторая идея проникнет в него глубоко, он горы свернёт. Так что надо жить и ради жизни, и ради какого-то смысла.
"ЗАВТРА". Получается, что надо быть этаким Штирлицем, который вписан в мир, но на такую часть, чтобы его не "переварило". И оставаться при этом на связи с "центром".
Ю.М. А центр имеет духовное основание. Доктрина "России Вечной" захватила какое-то количество людей. Может быть, потом, когда на смену этой цивилизации придёт иная, она будет открыта большему числу людей. Из этого вырабатывается такая концепция, которую я назвал доктриной "Великой России". Конечно, Великая Россия — несколько избитое понятие, но я не нашёл лучше. Когда говорят о Великой России, обычно имеют в виду экономическую и военную мощь. Всё это необходимо, но речь здесь идёт несколько о другом. Хотя даже эта доктрина, очень конкретная, прежде чем получит какое-то развитие, требует решения насущных проблем, которые очевидны — оборонка — без неё нас раздавят, демографическая проблема, продовольственная и лекарственная самодостаточность, наконец, модернизация. Поезд высших технологий летит, его не остановишь, и нужно что-то делать в этом отношении, иначе задавят. Ясно, что мы живём в таком мире, где все эти проблемы должны быть обязательно решены.
Но сама моя идея "Великой России" основана на следующем.
Первое — это наличие суверенитета. Это важно в мире, в котором суверенитет отдельных государств теряется, и для России это будет иметь ужасающие последствия. Второе — признание в России самобытной цивилизации. Россия — ни Восток, ни Запад, ни Европа, ни Азия, а собственная цивилизация. Третье положение — наличие духовной составляющей, суверенитет духа. Мы должны идти в духовном плане своим путём. Создавать, творить духовную составляющую России из глубин собственной души. Это касается не только культуры. Только те народы, что обладали глубокой духовностью, глубинной культурой, выживали. Почему китайцы столько существуют — у них такая национальная идея, которая обеспечила им многотысячелетнее существование. Если страна развивается духовно, идёт вверх, то Бог её оберегает. Это факт мировой истории.
Четвёртый момент — устройство общества в сторону социальной ориентированности. Невозможно жить при такой разорванности между богатыми и бедными. Возьмём пример с Европой — путём налогов или как-то по-другому разница между сверхдоходами и доходами малоимущих сведена к относительному минимуму. Мы должны уйти от мира дикого криминального капитализма.
Пятый пункт касается отношений между людьми. Он очень хорошо выражен в книге "Русские походы в тонкий мир" по формуле — "любовь и мудрость". На высшем уровне это означает, что в каждом соотечественнике человек может видеть себя, своё собственное отражение, так как там он видит Россию, а Россия в нём.
Предпоследнее — это проблема человека. Субъектом истории является не машина или технология, а человек. Перед Богом предстаёт человек, а не машина. Был античный человек, потом христианский, наконец, человек материалистического времени. Новая цивилизация должна сделать упор не на деньги, политику и что-то ещё, а на человеческую личность.
Наконец, седьмой момент — дополнительный, но очень важный при конструировании Великой России — это наблюдение за огромными изменениями в мире, которые неизбежно будут происходить и реакция на эти изменения. Ибо возникают новые опасности, мировые коллизии могут просто смести сегодняшнюю земную цивилизацию. Момент взаимоотношений между Россией и изменяющимся миром принципиален.
Выводы из доктрины очень простые. Великая Россия не является агрессивной страной, но она должна иметь средства для полной защиты. А сама Россия обладает всем, чем нужно. То, что мы самобытны, необычны, не означает того, что мы отворачиваемся от мира. Мы можем сотрудничать, но не должны сливаться с другими цивилизациями. Можем больше дружить с Западом или, наоборот, с Китаем, Индией — всё зависит от конкретной ситуации.
Если мы будем сами собой, и Бог нам поможет. Каждый народ создан для своей миссии и должен ей следовать.
В "России Вечной" есть такая фраза: "Армия, церковь, культура — вот та "сакральная" троица, от судеб которых зависит и судьба России". Сама доктрина "России Вечной" — это верх, нужна нижняя, земная подпорка с конкретным социальным наполнением. Потом на основании "России Великой" уже перейти к вертикали. Частично — например, пункт об отношении между людьми — это проекция "России Вечной" в "Великую Россию".
Огромнейшую роль играет духовная составляющая. Важный момент — это преподавание в школе Православия. Для начала можно даже согласиться на компромиссный вариант — ввести уроки так называемой естественной религии. Это основы религиозного сознания, которые свойственны всем религиям, дабы не разделять противоречиями. Во всех религиях — есть представления о Боге, бессмертии души, иных мирах.