Читаем без скачивания Письма 1886-1917 - Константин Станиславский
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
3 Роль Сахара в "Синей птице".
4 В спектакле Художественного театра Хлестаков во втором акте таскал за волосы трактирного слугу и швырял в Осипа штиблетами. Л. Я. Гуревич возражала против этих "утрированных деталей".5 В статье "Возрожденный "Ревизор" Л. Гуревич писала о Кугеле: "Homo Novus. талантливый человек, но – вопреки своему псевдониму – неисправимый реакционер в вопросах искусства, еще не видав постановки, разражается в своем журнале "Театр и искусство" ужасающим воплем о попрании священных классических традиций, о "вандализме" и "нигилизме" Станиславского, о режиссерском самодурстве".
6 "Анафема" – пьеса Л. Андреева "Анатэма". Поставлена в МХТ 2 октября 1909 г.7 Кузнецов Степан Леонидович (1879-1932) был приглашен в МХТ в 1908 г. и пробыл в нем два сезона. Сыграл Хлестакова, Фирса ("Вишневый сад"), Ферапонта ("Три сестры") и другие роли. С 1923 по 1925 г. – артист театра МГСПС. С 1925 г. до конца жизни играл в Малом театре. Народный артист РСФСР.
309
Дата устанавливается по почтовому штемпелю.1 Станиславский сообщает Л. Я. Гуревич сведения для печати о первых занятиях по "системе" в труппе МХТ.
2 Капустники - вечера пародии и шутки.Программа капустника, состоявшегося 9 февраля 1909 г., хранится в Музее МХАТ (архив КС).
310*
Ответ на письмо С. А. Андреевского от 2 февраля 1909 г.1 Андреевский высказывал недовольство по поводу включения в репертуар МХТ пьесы Л. Андреева "Анатэма".
2 Немирович-Данченко писал Станиславскому 19 июня 1907 г.: "…Начнем сезон "Каином". Мне все кажется, что раз принцип постановки найден и уже давно Вами пережит, работа сведется к актерской, а их тут всего 5-6 человек. Месяца будет совершенно довольно…Если бы удалось вызвать в Леонидове трагизм, а Качалова взвинтить на огневого, мечущего молниями Люцифера, то эффект был бы удивительный" (Музей МХАТ, архив Н-Д).3 Трагедии Байрона "Сарданапал" и "Манфред" в МХТ не шли. В 1920 г. Станиславский поставил мистерию Байрона "Каин" с Леонидовым в заглавной роли. Несколько ранее Качалов включил в свой концертный репертуар монологи и сцены из "Манфреда".
311
Письма к H. В. Дризену печатаются по подлинникам, хранящимся в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (архив Н. В. Дризена, No 277).Дата уточняется по возобновлению "Трех сестер" – 16 февраля 1909 г.
Дризен Николай Васильевич – историк театра, цензор Главного управления по делам печати. В 1907 г. вместе с H. H. Евреиновым основал "Старинный театр". Автор книги "Сорок лет театра. Воспоминания. 1875-1915 " и др. С 1909 г. – редактор "Ежегодника императорских театров".1 Станиславский вел репетиции с В. В. Барановской, получившей роль Ирины, и с А. Г. Коонен, исполнявшей роль певицы.
2 Отчет о десятилетней художественной деятельности Московского Художественного театра (см. Собр. соч., т. 5, стр. 405-415).3 Рябушинский Николай Павлович – крупный капиталист, издатель журнала "Золотое руно".
4 Художник В. Е. Егоров ездил в Данию в связи с первоначальным замыслом постановки "Гамлета".5 Речь идет о Г. С. Алексееве и его жене.
312
Датируется по связи с записью Станиславского в журнале спектаклей МХТ от 20 февраля 1909 г. Л. М. Леонидов в это время был представителем труппы в Правлении театра.1 20 февраля 1909 г. в журнале спектаклей МХТ Л. А. Сулержицким была сделана запись по поводу 78-го спектакля "Синей птицы" (полностью опубликована в "Ежегоднике МХТ" за 1944 г.). Обращаясь к труппе МХТ, Сулержицкий писал: "Сотрудники, так жаждавшие играть в "этой" пьесе "хоть что-нибудь", играют уже в очередь, да и в очередь-то приходится притягивать протоколами, замечаниями, корпоративной порядочностью… Надо подумать об этом, надо выработать какие-нибудь способы, которыми можно было бы поддерживать художественность исполнения пьесы… За немногими исключениями (почему-то выпадающими на маленькие роли) актеры от спектакля к спектаклю мало-помалу становятся не "творцами", а "докладчиками" роли, как определяет такой род исполнения Константин Сергеевич. И, должен сказать, – очень плохими докладчиками. …Реплики хватаются раньше окончания предыдущих слов; переходы делаются раньше, чем случилось то, что должно вызвать тот или другой переход… Роли теряют рисунок и расплываются в каком-то кисло-сладком сентиментализме – этой язве театра… От этого и темп вместо бодрого, живого получается затяжной, нудный. В ролях появляются пустые места…".
Рядом с обращением Сулержицкого 20 февраля 1909 г. появилась запись Станиславского: "Протокол прекрасно выражает мои муки и опасения. Очень будет жаль, если товарищи отнесутся к этому протоколу холодно или недружелюбно.…И странно… Лев Антонович ни одним словом не упрекает в нерадении, в отсутствии дисциплины, в нежелании. Напротив. Значит, кроме дисциплины и порядка есть что-то другое, что может подтачивать художественное дело.
Есть ремесло актера – представление, и есть искусство переживания.Никогда наши и вообще русские актеры не будут хорошими ремесленниками. Для этого надо быть иностранцем. Наши артисты и наше искусство заключаются в переживании.
Каждую репетицию, каждую ничтожную творческую работу нужно переживать. Этого мало. Надо уметь заставить себя переживать.И этого мало – надо, чтоб переживание совершалось легко и без всякого насилия.
Это можно, это достижимо, и я берусь научить этому искусству каждого, кто сам и очень захочет достигнуть этого.Согласен с Л. А.: в этом и только в этом – будущее театра.
Без этого – я считаю театр лишним, вредным и глупым.Теперь я свободен. В будущем сезоне буду очень занят.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});