Читаем без скачивания Освобождение Крыма (ноябрь 1943 г. - май 1944 г.). Документы свидетельствуют - Георгий Литвин
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Донесение в группу армий «А».
В распоряжении командующего войсками Крыма на 1.08.43 г. находится: 1335 офицеров, 1019 чиновников, 8646 унтер-офицеров и 35 410 рядовых. Кроме того 5490 человек из вспомогательных сил ("Хиви").[12]
153-я полевая учебная дивизия имеет: 228 офицеров, 31 чиновника, 1959 унтер-офицеров, 11 924 рядовых и 134 чел. из вспомогательных сил.
9682 чел. войск разных союзников.
11 508 словаков.
34 936 румын.
Недокомплект Командующего войсками Крыма по состоянию на 1.08.43 г.
Соединения:
153-я полевая учебная дивизия — 229 и 792 «Хиви»
615-й полевой учебный полк — 553
355-я ПД — 1038 и 1471 «Хиви»
Приданные 355-й ПД части — 6
Строит. штаб
Арт. команда 114 для приданных частей — 18
Для армейских и корпусных частей — 708 и 321
Всего — 2552 и «Хиви» — 2584 чел.
Подпись начштаба
Прим. перевод.: командующий войсками Крыма имел 61 900 чел. Кроме того, войска союзников имели 56 126 чел., но в документе показан недокомплект только по немецким соединениям, которые были подчинены начштаба в тот день.
В свете предстоящих событий вспомогательные войска усиливались немецким персоналом. Внимание к «Хиви» было вызвано тем, что, "учитывая положение немцев, многие из этих лиц подумывают, как своевременно уйти от немцев. Советская пропаганда на них тоже действует… ибо им предлагается переходить к своим и обещается прощение. Немцы часто сами их считают рабочей скотиной, [11] недостаточно обеспечивают всем необходимым. Поэтому предлагается улучшить к ним отношение и готовится издание специальной газеты на русском языке под названием "Верные собратья по оружию".[13]
Первый номер еженедельной газеты для «Хиви» вышел 15 октября 1943 г.
А советские войска между тем с боями приближались к Крыму. 13 августа — 22 сентября 1943 г. войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Ф. И. Толбухина в ходе Донбасской наступательной операции продвинулсь до рубежа рек Днепр и Молочная, создав условия для освобождения Северной Таврии и Крыма.
Здесь уместно привести приказ Гиммлера от 7 сентября 1943 г. о разрушении Донбасса: "Необходимо добиться того, чтобы при отходе из районов Украины не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса, чтобы не остались в сохранности ни один дом, ни одна шахта, которая бы не была выведена на долгие годы из строя, чтобы не осталось ни одного колодца, который не был бы отравлен. Противник должен найти действительно тотально сожженную и разрушенную страну…"[14]
Военно-морское, военно-воздушное и сухопутное командование германских вооруженных сил стремились не допустить потери Крыма.
Дело WF-05/28599. лл. 33–35:
Секретно
Командующий войсками Крыма КП, 31.08.1943 г. Опер. отдел № 2460/43
Приказ об обороне Перекопа (карта 1: 300000)
I. Противник имеет намерение захватить Крым, а поэтому необходимо считаться с тем, что он может нанести удар по жизненно важным коммуникациям в районе Перекопа как с моря, так и с воздуха. Противник прежде всего попытается захватить ж. д. линию Джанкой — Мелитополь, Джанкой — Херсон, чтобы отрезать связь с материком.
II. 1-я словацкая пехотная дивизия обороняет проход через Перекоп и держит линии связи с материком свободными.
III. Ведение боевых действий:
1) Необходимо прежде всего охранять мосты и узкие места на железной дороге.
Главное в обороне:
а) Берег Азовского моря: железнодорожная насыпь между Таганашем, Чонгаром и Геническом.
б) На побережье Черного моря: гавани Порт Хорлы, Перекопская бухта и Каркинитский залив.
Главные участки обороны занимать и оборудовать так, чтобы была возможность отбить атаки на переднем крае контратакой, для этого необходимо иметь резервы под рукой. В глубине обороны следует держать также артиллерию, тяжелые орудия, противотанковые средства.
2) На побережье и на дорогах иметь опорные пункты, чтобы отбить неожиданные атаки небольших сил противника как с моря, так и с воздуха. Непрерывно проводить наблюдения.
3) С участками, обороняемыми корпусными частями тыла № 550 (Корюк 550) и частями группы армий «А» на побережье, иметь тесную связь.
4) Ввиду недостатка сил и средств все участки нельзя равномерно прикрыть, поэтому необходимо иметь подвижные резервы и тревожные подразделения. Резервы распределить в удобных для передвижения местах.
IV. Участки обороны и распределение задач:[12]
1-я словацкая ПД получает следующие участки для выполнения задач:
1) Участок Азовского моря с подучастком Чонгар и подучастком Геническ.
2) Участок Черного моря с подучастком Перекоп и подучастком Ишунь.
3) Для обороны важной гавани Геническ предлагается создать спецкомандование.
4) Границы и разгранлинии:
а) До сего времени установленные дивизионные границы остаются неизменными.
б) Общее прохождение разграничений подучастков:
аа) Участок Азовского моря:
Чюрюк-Тюб — ст. Чимбулук — коса Бирючий Остров (населенные пункты и Остров относятся к подучастку Геническ).
бб) Участок Черного моря:
Зентюп 3 — Армянск — мыс юго-восточный Чурюм (населенные пункты подучастка Перекоп).
V. Резервы командующего:
1-я словацкая ПД выделяет следующие силы и резерв:
Один усиленный батальон с одной моторизованной батареей, одной саперной ротой, одним моторизованным взводом противотанковых 45-мм пушек. Маршевая готовность этих подразделений устанавливается не более 10 часов после получения сигнала тревоги.
VI. Связь.
Начальник связи командующего войсками обеспечивает проводную и радиосвязь с 1-ой словацкой ПД, а также с обоими командирами боевых участков.
VII. Донесения 1-я словацкая ПД предоставляет к 6.09.43 г. следующее:
1) Предполагаемые приказы и распоряжения по дивизии.
2) Распределение сил, их размещение на участках, указав все это на карте масштаба 1:100000, а также границы с разграничительными линиями, места расположения резервов, КП вплоть до роты и батареи включительно, а также самостоятельные боевые группы, посты и патрули (охрана дорог).
3) Обоснованные предложения, если таковые имеются.
Подпись
Рассылка:
1-я словацкая ПД,
Корюк 550, группа армий «А»,
ком. ВВС, 1-й воздушный корпус,
морской комендант.
Дело WF-05/28598. л. 615
Секретно
Командующий войсками Крыма КП, 3.09.1943 г.
Опер. отдел № 2338/43
Численность находящихся в распоряжении командующего войсками Крыма вспомогательных сил по состоянию на 1 сентября 1943 г.
1. Тюрк-части (включают тюрк-легионеров, в том числе занятых на строительстве и в тыловых частях). Всего 7420 чел. Из них 7197 чел. бывшие военнопленные.
2. Охранные части (в основном крымские татары, входящие в охранные подразделения по месту жительства). Всего 20 чел.[15]
3. Вспомогательные силы, которые уже давно служат при вермахте. Всего 3065 чел. Из них бывших военнопленных — 2043 чел. Кроме 4-го и 75-го азербайджанских подразделений, которые должны будут поступить в наше распоряжение.
Всего 10 505 человек. [13]
Непрерывно велись строительные работы и разведка. Для этого также использовались перебежчики и пленные.
Дело WF-05/28579. лл. 2–3:
Секретно
Командующий войсками Крыма КП, 31.08.1943 г.
Опер. отдел № 2475/43 Оперативный приказ № 1
1). Сообщение о новой организации строительных частей сухопутных войск.
2). Дается указание по «Хиви»: в случае их применения в боевых действиях, использовать только совместно с немцами.
3). О порядке наименования особых боевых групп.
4). Солдаты и офицеры, которые проявляют особое внимание к дислокации и т. п. других частей, должны быть направлены в комендатуру.
5). В последнее время отмечаются случаи, когда в тылу немецких войск выбросившиеся с парашютом советские летчики обстреливаются немцами и многие из них гибнут. Это недопустимо, ибо их нужно допросить, получить от них интересующие командование сведения. Запрещается стрелять по парашютистам кроме того и в таких случаях:
а) Когда видно, что спускающийся на парашюте вражеский летчик приземлится на своей территории.[16]
6) Когда вражеские парашютисты приземляются в тылу наших войск и нет возможности их захватить в плен. Об этом немедленно нужно сообщать в соседние воинские части, чтобы организовать их поимку.
Захваченных парашютистов немедленно сдавать в разведотдел.
6) Не трогать парашютов, которые остаются после приземления парашютистов, если они сами ушли. Это необходимо для того, чтобы противник считал, что все в порядке, ибо по положению парашютов летчики с воздуха оценивают обстановку.