Читаем без скачивания Эксперт № 21 (2014) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Штутгарт—Москва
Соединить все со всем
Cенсоры будут проникать везде», считает Фолькмар Деннер, председатель совета правления Robert Bosch GmbH. В интервью журналу «Эксперт» он рассказал, что мечтает создать датчик, который будет получать энергию из окружающей среды.
section class="box-today"
Сюжеты
Энергетика:
За нефтяную иглу придется побороться
Ликвидировали дискриминацию
/section section class="tags"
Теги
Алексей Грамматчиков
Энергетика
Экология
Изобретатели
Долгосрочные прогнозы
Русский бизнес
/section
— На своей пресс-конференции вы говорили, что скоро «все можно будет соединить со всем». Что вы имели в виду?
— В ближайшее время соединены могут быть не только люди, но и самые разные устройства и приборы, и это станет частью нашей повседневной жизни. Такое будет происходить в самых разных областях. Это и системы «умного» дома — «умные» окна, системы отопления; и освещение, которое будет включаться, когда вы появитесь в доме, и автоматически выключаться, когда вы его покидаете. Это будет автомобиль, который может быть соединен с интернетом и с другими машинами. Это будут различные наручные устройства, которые смогут определять, что, например, пожилой человек упал, и вызывать помощь. Или же датчики будут постоянно следить за показателями, характеризующими состояние здоровья человека.
figure class="banner-right"
figcaption class="cutline" Реклама /figcaption /figure
— Кто главные производители датчиков, как развивается конкуренция?
— Сегодня особенно важны так называемые микромеханические датчики. Компания Bosch — крупнейший производитель таких датчиков, в прошлом году мы изготовили рекордный миллиард штук, а в этом планируем выпустить уже более 1,4 миллиарда. И конечно, не только датчики будут связываться между собой — соединяться смогут любые другие устройства, например система нагрева в доме. У предприятий, ведущих разработки в этом направлении, большие возможности для развития, и наша компания в их числе.
— Сложилось мнение, что электронику дешевле производить в Китае, а ваша компания значимые производственные мощности продолжает развивать в Европе. Почему?
— Вообще, вся мировая индустрии электроники становится глобальной. Что касается микромеханических датчиков, то мы все их производим в Германии, на нашем заводе под Штутгартом. И это уникальное предприятие, очень мало у кого из наших конкурентов есть такие же мощности. Если говорить об автомобильной отрасли, то нечто подобное в Европе есть, пожалуй, только у компании Denso. Однако дальнейшая установка этих чипов в другие электронные устройства происходит на наших предприятиях в Азии. В других странах производятся также микроконтроллеры, память и другие элементы наших электронных систем.
— В этом году вы создали отдельную компанию Bosch Connected Devices & Solutions. Какие основные задачи вы перед ней ставите?
— Основная цель этой компании — создавать и развивать соединенные устройства, а также решения для них. Это, например, оконные сенсоры, дверные датчики и так далее. Компания производит уже готовые продукты, которые вы можете купить и подсоединить к своему дому или к своей машине. А внутри — чипы, которые мы производим на нашем заводе.
— Много ли вещей, по вашему мнению, будут соединены между собой, скажем, в ближайшие десять лет?
— Есть краткосрочный прогноз, согласно которому в следующем году около шести миллиардов устройств по всему миру будут связаны между собой, есть известное исследование компании Cisco, в соответствии с которым к 2020 году между собой будут связаны 50 миллиардов устройств.
— Какие трудности вы видите в развитии этого процесса?
— Самый большой сегодня вызов для нас — делать энергонезависимые устройства. Сейчас сенсоры сами по себе не имеют источников питания, они должны быть частью, так скажем, более значимых электронных систем, оснащенных батареями. Следующий шаг — мы станем делать устройства со встроенными батареями. Я хочу создать датчики, которые получают энергию из окружающей среды. Например, берут энергию из натурального электромагнитного излучения, от солнца, от разницы температур. Но, к сожалению, это перспектива отдаленного будущего. Пока же мы работаем над снижением параметров энергопотребления наших датчиков и достигли хороших результатов в этом направлении.
— Цена на датчики продолжает снижаться?
— Да, сенсоры дешевеют. Как известно, в электронике действует так называемый закон Мура, согласно которому электронные компоненты дешевеют и при этом их производительность увеличивается. В микромеханических чипах есть механические элементы, и потому закон Мура здесь в полной мере неприменим, однако такие датчики тоже существенно дешевеют — и одновременно уменьшаются в размерах. Считается, что массовый рынок «подхватывает» то или иное устройство, когда его цена опускается к отметке один доллар. Сейчас как раз такое время: цена достигла именно этого уровня и сенсоры будут проникать повсюду. Я как-то встречался с одним исследователем, и мне понравилась его выражение: датчики будут везде, и они будут как вода. Если, например, вы вглядитесь в современное здание, то увидите: вода там везде и нигде — она под полом, в трубах за стеной, она обогревает дом. И я думаю, что сенсоры будут существовать в таком же виде. Например, завтра сенсоры появятся у вас в ванной и каждое утро они будут определять, здоровы ли вы.
— Планируете ли вы сотрудничать в сфере развития сенсоров с российскими учеными и инженерами?
— У нас большая сеть исследовательских центров по всему миру. И один такой центр находится в Санкт-Петербурге. Российские разработки интересны с точки зрения фундаментальных исследований, например, материалов. У российской научной школы большая традиция в области математики и физики. Но, откровенно говоря, слабость России — индустриализация, то есть переход от фундаментальных исследований к конкретному производству. Я пока не знаю о значимых научных разработках в области микромеханических сенсоров в России. Но мы продолжаем следить за этим направлением научной и инженерной мысли.
Скорость света Алексей Грамматчиков
Передача данных с помощью светового излучения — новое перспективное направление развития систем телекоммуникации. Российская компания «Стинс Коман» одной из первых в мире начала применять световые передатчики в сетевых решениях для офиса и планирует продвигать их на крупнейшие мировые рынки
section class="box-today"
Сюжеты
Телекоммуникации:
Телекоммуникационный взрыв
К поглощению рынка готов!
/section section class="tags"
Теги
Телекоммуникации
Долгосрочные прогнозы
Изобретатели
Инвестиции
Эффективное управление
Русский бизнес
Технологии
/section
То, что световые волны могут успешно передавать различные другие виды информации, ученые знают давно. Например, изобретатель телефона Александр Белл еще в 1880 году запатентовал способ передачи посредством светового излучения звуковых волн. А в последнее время многие ученые докладывают об успешных экспериментах по передаче с помощью света цифровых данных.
В частности, большой резонанс сегодня вызывают разработки профессора Эдинбургского университета Гаральда Хааса , который три года назад продемонстрировал успешный прототип передачи информации с помощью излучения светодиодов. Технология получила название Li-Fi (от англ. light — свет), ее суть заключается в создании цифрового двоичного кода световым потоком от светодиодной лампы: при включении лампа передает единичку, при отключении — ноль. В развиваемой Хаасом технологии модуляция осуществляется на очень высокой частоте (миллиарды пульсаций в минуту), которая неуловима человеческим глазом. При этом само приемно-передающее устройство по внешнему виду почти не отличается от лампочки для бытового освещения (см. «Информация из лампочки», «Эксперт» № 43 за 2013 год).
figure class="banner-right"
figcaption class="cutline" Реклама /figcaption /figure
Энтузиасты говорят, что в будущем эта технология может заменить привычный Wi-Fi, распространяющий данные с помощью радиоволн. Ключевое преимущество Li-Fi в том, что такой способ передачи отличается высокими скоростными характеристиками: уже готовые к серийному производству образцы Li-Fi способны передавать данные со скоростью от 150 Мбит в секунду, что в несколько раз превышает скорость распространенного сегодня бытового Wi-Fi.