Читаем без скачивания Журнал Наш Современник №8 (2002) - Журнал Наш Современник
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
И в этот ледяной музей потянулись зарубежные ученые и путешественники. В 2000 году на Таймыр прибыл для изучения мамонтов известный специалист по радиоуглеродной датировке, американский палеонтолог Росс Макфи. До него здесь работала японская экспедиция. Интерес рос с невероятной скоростью. Только в 2000 году из-за границы посмотреть музей в Хатангу приезжало две с половиной тысячи человек!
Чтобы процесс посещения и знакомства с музеем не был хаотичным и обыденным делом, а приобрел бы магический характер и международное экологическое значение, чтобы сами экспонаты вызывали не только восторг и удивление, но и заставляли говорить о встрече с сенсацией, Бернар Бюиг разработал специальную программу “Таймырский мамонт”. Легкая часть задачи состояла в привлечении к экологическому туризму как можно большего количества людей. Трудная же часть задачи состояла в том, чтобы развернуть на базе нового музея огромную работу по экологическому образованию, чтобы донести до жителей Земли мысль о мировом значении Арктики и Севера, о надвигающейся экологической катастрофе, связанной с потеплением климата.
Конечно, экологический туризм поспособствовал прибавке средств как в личный бюджет “музейного подвижника” Бернара, так и в районный. Однако самый главный приобретенный Бернаром капитал — это известность музея за рубежом. Сегодня десятки режиссеров и операторов телевидения снимают фильмы о природе Таймыра и показывают их по всем каналам европейского телевидения. Бернар Бюиг разработал международную программу путешествия по льдам и снегам Северного полюса, достижения его самой крайней точки. И такая программа тут же нашла поддержку у иностранных граждан. Как только был открыт первый маршрут, из Франции, Германии, Голландии, Великобритании, США, Норвегии и других стран потянулись желающие достичь Северного полюса, испытать себя в суровых условиях, познакомиться с новыми уголками неизведанной природы. Маршрут проходил через Москву, затем — Хатанга, а потом — Ледовый аэродром. Дороговизна путевки (две тысячи долларов), риск экспедиции и не совсем комфортные бытовые условия в гостинице Хатанги не могли остановить армии путешественников.
Для разнообразия программы экологического туризма Бернар предложил разные формы и путешествия по льдам Арктики, и достижения самого Северного полюса. В программе значились и поход на лыжах, и гонки на оленях, и путешествие на собачьих упряжках, и полет на дельтаплане, и пеший поход по снежной равнине и льдам. Бернар предлагал туристам и возможность вести кино-фотосъемку арктической природы, и спуск с аквалангом под лед Северного полюса, и ночлег на дрейфующей станции. Всех туристов, движущихся по арктическим льдам, контролировали вертолеты. Уставших и терпящих бедствие они брали на борт. Содержание аэродрома, палаточного городка и авиаотряда брал на себя сам Бернар. Как он со всем хозяйством справлялся — известно ему да Богу...
* * *
Знакомство с природой северных территорий предоставляет, увы, нехитрые доказательства того, что экологическое состояние Арктики ухудшается. Из-за неразумной жизни здесь человека в последние годы стало заметным обезлесение и истощение промысловой фауны. Леса пострадали от варварских рубок и многочисленных пожаров. Количество зверья, птицы и рыбы сократилось под натиском браконьеров. Растительный покров и оленьи пастбищные луга содраны и уничтожены разнообразной гусеничной техникой; ясно видны следы разрушения ландшафта, рельефа и почвы. И более всего деградация и загрязнение природной среды произошли благодаря немудрой промышленной политике. Нефтегазовая, горнодобывающая и металлургическая промышленность напрямую загрязняла значительные пространства северной природы.
Нет такого региона, связанного с окружающей средой российского Севера и Арктики, который бы не вносил свою лепту в ее деградацию. Тридцать семь процентов осаждений свинца на территории Арктики дают в основном Ленинградская, Архангельская, Мурманская области и Республика Карелия. Вредные вещества с суши переносятся воздухом и реками и достигают северных морей! Более того, загрязняющие вещества некоторых предприятий обусловили возникновение трансграничных проблем в связи с загрязнением соединениями серы сопредельных территорий Финляндии и Норвегии.
Подобные проблемы загрязнения предприятиями соседних государств есть, конечно, и у европейских стран. Было бы опрометчиво, к тому же необъективно и несправедливо, считать, что только Россия атакует промышленными выбросами Арктику. В дискуссиях о том, кто же больше виноват в трагической участи современной Арктики — зарубежные страны или Россия, — ни экологи, ни тем более политики в России так и не пришли к единому мнению. Никто не хочет признать верной одну мысль — наступление промышленных стран на ее хрупкую природу приведет к глобальным изменениям климата всей планеты. В этой ситуации не столь уж важен тот факт, что Великобритания больше, чем Швеция, сбрасывает радиоактивных отходов в моря, а США — больше, чем Россия. Если Арктике станет суждено вызвать всемирную экологическую катастрофу, то погибающим жителям планеты, жертвам глобального изменения климата, будет все равно, чья лишняя тонна радиоактивных отходов или лишняя тонна диоксида серы послужила последней каплей.
...В 1993 году группа ученых под руководством известного эколога, члена-корреспондента РАН Алексея Яблокова представила высшему руководству страны доклад — “Факты и проблемы, связанные с захоронением радиоактивных отходов в морях, омывающих территорию Российской Федерации”. Ученые работали в составе Правительственной комиссии, образованной Президентом России в октябре 1992 года. В ее состав вошли представители Минприроды, Минобороны, МИДа, Минздрава, Минатома, Госатомнадзора, Госкомсанэпиднадзора, других министерств и ведомств, а также представители администраций северных и дальневосточных регионов России.
Так как тема доклада в основе своей касалась закрытых для общества проблем, связанных с захоронением в различных морях радиоактивных отходов, то появление такого доклада вызвало у политиков неоднозначную реакцию. Это для экологов доклад послужил призывом к набату и разговору о том, сколь преступна существующая практика захоронения радиоактивных отходов в морях и океанах странами, использующими энергетические технологии.
Продолжительные беседы на эту тему у меня были с бывшим командиром атомных подводных лодок на Северном флоте, контр-адмиралом Равкатом Чеботаревским, который имел высшие государственные награды за героический подъем атомной подлодки в условиях северных льдов. Беседовал я также и с другими подводниками и моряками Северного флота. Они так же, как и экологи, считают недопустимой практику захоронения радиоактивных отходов в открытых морях и океанах. Более того, они особенно переживают за то, что во многих бухтах не по одному году стоят подлодки с неразгруженным ядерным топливом, и эти лодки представляют огромную экологическую опасность. Но разве в руках военных разрешение всех этих проблем?! Политики решают данные проблемы. Они и должны нести за это ответственность.
Еще одно недоумение и несогласие высказывали военные моряки по поводу доклада “комиссии Яблокова”: почему экологический доклад, подготовленный отечественными учеными, ставит нашу страну в положение главного мирового загрязнителя природы, будто только Россия и травит моря и океаны ядерными отходами?! После таких сообщений авторитетных ученых в каждой стране мира, где нам приходится бывать, или даже при встрече зарубежных военных на наших базах нам задают более чем неприятные вопросы, ответ на которые должен якобы заставить нас извиняться за уничтожение природы планеты. Никто не говорит об общей ответственности промышленных стран мира за экологические преступления в морях и океанах. Все считают только нас виноватыми за отравление морских вод, тогда как хорошо известно, что такие страны, как США, Великобритания, Франция, Япония гораздо больше ответственны за экологические преступления, чем Россия, так как они чаще производят захоронения своих радиоактивных отходов в морях и океанах.
Опять же военным морякам трудно возразить, ибо Россия, действительно, не может являться главным и основным загрязнителем морей и океанов. Основные загрязнители — Америка и ее натовские союзники.
Конечно, не мне, а авторам доклада следовало бы отвечать военным морякам на вопрос, почему исключительно Россию обвиняют в захоронении в морях радиоактивных отходов. Но так случалось, что мне, экологу, не принимавшему участие в подготовке доклада, приходилось искать ответы на возникающие вопросы и отвергать обвинения.
Действительно, преступному вкладу зарубежных стран в загрязнение радиоактивными отходами морей и океанов отводится в докладе всего три страницы, а сто страниц посвящено анализу фактов и проблем, связанных с захоронением российских радиоактивных отходов. Подобные перекосы, отход от объективности и дают военным морякам, некоторым политикам право сомневаться в правдивости и полезности доклада, а также в возможности сотрудничества с экологами.