Читаем без скачивания Дневник. 1914–1920 - Прасковья Мельгунова-Степанова
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
На последнем заседании Союза охраны Учредительного собрания произошел раскол из-за отношения к участию к.-д. в союзе: семь человек – против и три – за, причем эсер заявил, что они совсем уходят и будут образовывать новый союз, «Ну, и мы с вами», – выскочил д-р А. Залманов от «Единства», которое было против них: «Нет, вы так меняетесь, что мы вас не хотим», – был ответ. Брюхатов за эсеров и резко оборвал нашего Алексинского (это, кажется, еще в прошлый раз). В это время явился эсер из Петербурга и рассказал о плодотворной работе там союза, и все открылись. Титов предложил подчиниться большинству, которое стоит за эсеров, подчеркивая все время, что мы за к.-д. Говорят еще, что газеты подвергли цензуре, чтобы расправиться со здешними городскими и банковскими служащими. Дело в том, что петербургские представители банков большинством 12 против 10 постановили уступить большевикам, к этому присоединился московский директор, а служащим отказались подчиняться (кажется, и в Петербурге тоже). Говорят, один большевик уже исчез с миллионом рублей.
Вчера в Совете Общества деятелей периодической печати, где должны были исключить Подбельского за притеснения печати, был поднят вопрос о включении в состав суда чести Покровского и С. С., который опоздал и приехал, когда вопрос был снят с очереди «чтобы не возмущать многих», заявил, что у предлагавших такую комбинацию «голова», очевидно, «набита сеном». Кускова теперь тоже ратует не за партии, а за блок социалистических партий.
10 декабряВчера арестован Второв – хозяин банка «Юнкер» – и много других. Назревает всеобщая забастовка.
Вчера Екатерина Карловна Деккер рассказывала, как приехавший в Москву военнообязанный немец предупредил знакомую английскую семью, чтобы она готовила себе помещение в Англии: «Мы всех вас отсюда выселим».
Усиленно говорят, что Николай II вывезен на «Авроре» в Финляндию, а оттуда в Германию. Немцы держатся страшно заносчиво. Арестован Студенецкий – председатель стачечного комитета.
12 декабряСегодня были похороны бабушки Кости, поэтому нигде не была.
Вечером у нас был Леня (Тугаринов) – он из-под Луцка. У него самые лучшие отношения с солдатами, и он говорит, что у них есть только одно стихийное желание – «домой», «Жили плохо – под немцами будет не хуже», твердят солдаты. С. говорил, что ему передавали, что в Петербурге на Васильевском острове солдаты разоружили Красную гвардию за убийство двух солдат, и только уговорами удалось сгладить дело. Вообще Надежда Бернардовна передавала, что на 10-е как раз была назначена резня солдат с красногвардейцами из-за того, что солдаты получают 15 руб. в месяц, а красногвардейцы 36 руб. в день. «Мы и одни сумеем поддержать порядок». Уже три полка – Семеновский, Преображенский и Латышский – заняли Таврический дворец с целью охранять Учредительное собрание. Чайковский, приехавший оттуда, говорит, что заметен раскол среди последователей большевиков и что большевики слабеют. С Украиной состоялось соглашение, очевидно, на почве признания ее независимости и, наверное, из-за ее угрозы голодом. Открылся военно-революционный Трибунал, судит Панину за сокрытие 92 тысяч рублей из министерства, а она передала их на забастовку. Публика устроила ей несколько оваций. Готовится всеобщая забастовка, в которой должен принять участие и «Викжель», в котором на будущей неделе выборы нового комитета, на место теперешнего большевицкого, вступившего в комитет самочинно.
Симсон говорит, что на днях будет объявлена муниципализация городских владений, начиная с приносящих определенные доходы. Он же рассказал про Квашнина-Самарина, которого вызвали в революционный трибунал, там председатель, его же мужик, заявил ему, что они постановили его зарезать. Тут же лежал нож. Он нашелся: «Да, правда, я к.-д., и вы можете считать меня врагом народа, но относительно резания в вашей программе нет ничего». «Разве?» – и они заглянули в программу – «Правда, пока нет, но скоро будет». И отпустили его.
14 декабряВчера распространились слухи, что Ленин и Троцкий арестованы «правительственными» (какого правительства?) войсками, которые захватили Смольный и все вокзалы. По другим версиям, Ленин и Троцкий бежали в Москву.
По слухам, от Осколкова военная контрразведка, искавшая шпионов и сегодня занятая большевиками, установила, что в Москве работают три немецких штаба и что сюда ежедневно прибывают партии военнопленных, одетых в русскую солдатскую форму. Зачем? Контрразведка успела спасти многие материалы, например документ о том, что «Социал-Демократ» получил 75 000 рублей от немцев. Начальником контрразведки назначен известный им немецкий шпион. А в Москву главнокомандующим назначается Ермолов, то есть Муравьев (бывший пристав московский, Ермолов, который переменил фамилию и командовал войсками против Керенского).
Чайковский здесь. Кооператоры дали только 100 000 в распоряжение Учредительного собрания и обещали 4 1/2 миллиона, промышленники же ничего не дают, не верят и ждут спасения от диктатуры. Покровский у нас на заседании «Гол. М.», еще до бойни, сказал, что он знает, что Ленин получил деньги от немецких социал-демократов.[203]
15 декабряСегодня утром заняты большевиками все частные банки в Москве. Во главе экспертов стоит известный Антонов, который должен вообще создать и укрепить тыл для борющихся с Калединым. Очевидно, занятие банков стоит в связи с тем, что большевики подозревают, что банки субсидируют Каледина.
Верховский поехал делегатом от эсеров в Киев. Сегодня в трамвае девочка-ученица села через переднюю площадку, кондукторша стала грубо высаживать ее, ссылаясь на постановление Советов, не разрешивших учащимся ездить (на трамваях), пока бастуют городские учителя. Публика заступилась за девочку, особенно солдаты, которые прямо потребовали, чтобы вагон шел дальше и окружили девочку. А в поезде кондуктор выпроваживал мешочников из II класса, приговаривая: «Вот, когда Троцкий издаст указ, чтобы без билетов ехать, тогда и садитесь, куда хотите». Симсон передавал со слов Кистяковского, что в Петербурге издан указ о конфискации всего имущества П. П. Рябушинского. Бедная Мария Спиридонова, она не верит в предательство Деконского – она его любит; теперь она затребовала весь (следственный) материал о нем себе.
18 декабряЗинаида Рейнбот говорила Симсону, что союзники не вмешиваются в нашу анархию, чтобы дать возможность своим насмотреться на ужасы социализма, потом они (якобы) вмешаются. Национализированы банки. Нашлось 65 штрейкбрехеров. Служащие Государственного банка уговаривают всех служащих ходить в банки, пока нет денег (а их нет совсем – государственная экспедиция забастовала) и сидеть, чтобы все убедились, что не из-за их забастовки, а из-за большевиков нет денег.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});