Читаем без скачивания Бандиты семидесятых. 1970-1979 - Федор Раззаков
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В ней речь шла о махинациях в сфере столичного общепита (о том, как в ресторане «Ангара» ушлые работники гнали левые булочки и пирожные). Тема весьма актуальная, поскольку махинации в столичной торговле в те годы начали приобретать огромный размах. Недаром Главное управление торговли (сокращенно – ГУТ) в народе именовали не иначе как ЗЕР ГУТ, то есть управление «очень хорошо» (в смысле воровства). В прошлом году столичное ГУВД вознамерилось замахнуться на руководство ГУТа и направило заместителю председателя исполкома Моссовета Л. Дерибину, курировавшему торговлю, официальное письмо, в котором сообщало, что махинации на предприятиях торговли достигли невиданных размеров, о чем наглядно говорит такой факт: в течение года службы БХСС вскрыли около двух тысяч случаев обвесов и обсчетов. Дерибин не стал лично разбираться с этой проблемой, а отослал гувэдэвскую депешу начальнику ГУТа Трегубову (за четыре года правления в ЗЕР ГУТе он удостоился от сослуживцев прозвища Папа). Тот для порядка собрал коллегию, постучал кулаком, и… вся энергия ушла в паровозный гудок.
Забегая вперед, отмечу, что в 1972 году за ГУТ попробует взяться сам Госкомцен СССР. Его эксперты обследуют 20 районов и обнаружат нарушения в 156 из 193 контрольных закупок (из каждых пяти покупателей не обманутым останется один). Обсчет достигнет 57 процентов. Выяснится, что многие товары продаются по завышенным ценам, причем в течение длительного времени. Все эти данные уместятся в нескольких пухлых папках, однако результат будет тем же – руководители ГУТа останутся на тех же должностях, а наказание понесут лишь несколько рядовых продавцов.
Секрет такой избирательности был прост: все начальство ГУТа ходило в приятелях сильных мира сего, поскольку те «отоваривались» у них разного рода дефицитом: икрой, красной рыбой, отборными винами, коньяками и т. д. Так что случай, рассказанный в очередной серии «ЗнаТоКов» – там «под монастырь» загремело все руководство крупного ресторана, – сильно попахивал вымыслом. Что вполне объяснимо: справедливость должна была торжествовать хотя бы в кино. Кстати, в роли главного злодея очередной серии «ЗнаТоКов» выступил Леонид Броневой, снимавшийся параллельно со съемками в «Следствии…» еще в одном сериале – «Семнадцать мгновений весны», работа над которым в феврале 72-го была в самом разгаре на Киностудии имени Горького (было отснято уже больше половины фильма).
От террористов до оружейников
В среду 16 февраля министр внутренних дел СССР Николай Щелоков подписал приказ об образовании внутри своего ведомства нового подразделения – Московского управления милиции и следственного отдела на воздушном транспорте. Появление этого приказа было не случайным: как известно, в октябре 1970 года в Советском Союзе впервые произошли сразу два вооруженных захвата самолетов «Аэрофлота», которые дали толчок для подобного рода преступлений и в дальнейшем. Чтобы обезопасить воздушные суда от этой напасти, в структуре МВД было создано специальное подразделение, а в феврале 72-го к нему присовокупили еще одно – в Москве. Руководить столичным управлением поставили генерал-майора милиции Эрика Хрисанфовича Абрамова, который до этого руководил службой охраны общественного порядка Москвы.
В те же дни в Москве силами органов милиции была разоблачена группа лиц, которая занималась изготовлением и сбытом огнестрельного оружия. По меркам сегодняшнего дня дело обычное, но по тогдашним – настоящая сенсация. А разоблачить «оружейников» помог случай. На станции метро «Академическая» милиционер Анатолий Сельянов обратил внимание на мужчину, который подо-зрительно держался за левый бок – так, будто придерживает что-то. Милиционер решил проверить свои подозрения. Он попросил незнакомца пройти с ним в комнату милиции. Тот попытался было прикинуться простачком – мол, извини, служивый, опаздываю, – но Сельянов был опытный служака и, взяв гражданина под локоть, повел его в нужном направлении. Каково же было удивление обитателей комнаты милиции, когда под пиджаком задержанного был обнаружен обрез винтовки. Понимая, что попался, мужчина начал давать чистосердечные показания и рассказал о целой шайке, которая изготовляла огнестрельное оружие в столице СССР.
Гангстеры из Ташкента
Как уже отмечалось, время от времени в Советском Союзе случались нападения на сберегательные кассы и почтовые отделения. Объяснялся сей факт просто: сберкассы и почты в СССР не были оснащены никакими средствами видеонаблюдения и охранялись всего лишь одним-двумя милиционерами (многие почты вообще не охранялись). И новоявленных гангстеров отделяли от денег всего лишь невысокая деревянная стойка и стекло, которое легко разбивалось. Все эти обстоятельства и привлекали грабителей, которые промышляли этим видом преступления практически во всех крупных городах страны.
В самом начале 1972 года банда подобных гангстеров обнаружилась в столице Узбекистана Ташкенте. Так, 20 февраля преступники напали на почтовое отделение № 74. В конце дня, когда на почте не было посетителей, туда вошли несколько мужчин. Двое из них стали возле двери, а двое других направились к операторше. В руках одного из незнакомцев блеснул пистолет, который привел безоружную женщину в шоковое состояние. Между тем преступник под угрозой расправы потребовал у кассирши выдать ему все деньги, которые имелись в наличии. Женщина повиновалась. Через пару минут грабители удалились так же быстро, как и вошли.
Прошло всего лишь два дня, как налету подверглось другое почтовое отделение – № 72. Сценарий его был тем же: опять несколько мужчин вошли в помещение, один из них был вооружен. Кассирше ничего не оставалось, как отдать им всю наличку. И хотя приметы вооруженного грабителя она сумела описать сыщикам, однако напасть на след банды по горячим следам не удалось. Однако на свободе гангстеры все равно проходили недолго.
11 марта жажда денег вновь вывела бандитов на скользкую дорожку преступлений. В тот день они ограбили почтовое отделение № 50, а 23-го посетили с недружественным визитом сберкассу № 3649. Через четыре дня после последнего нападения милиции наконец удалось напасть на след бандитов и всех арестовать. По меркам того времени это была весьма крупная банда, состоявшая из… 12 человек. Причем подавляющая часть бандитов принадлежала к украинско-русскоязычному населению, и только один был коренным жителем республики – узбеком. Одним из главарей банды был 39-летний мужчина, который втянул в нее и своего 16-летнего сына.
Прошло чуть больше месяца после ликвидации этой банды, как в Ташкенте объявится еще одна, не менее дерзкая и жестокая. Ее деятельность выглядела следующим образом.
В один из тех весенних дней двое операторов-инкассаторов Ташкентского главпочтамта К. Корешков и Н. Ермачков занимались привычным делом: инкассировали принадлежавшие им точки. Время близилось к концу рабочего дня, и к 18.15 инкассаторам оставалось заехать всего лишь в два отделения связи. Но во время посещения одного из них произошло непредвиденное.
Подъехав к 160-му отделению связи, Ермачков оставил коллегу за рулем «ЕРАЗа», а сам отправился в здание. Однако едва он успел переступить порог почты, как внезапно услышал за спиной несколько пистолетных выстрелов. Ермачков рванулся назад, на помощь коллеге, но добежать до него не сумел – на выходе его встретили два выстрела в упор. Тяжело раненный, Ермачков все-таки сумел из последних сил добежать до автомобиля, но это не помогло – за рулем сидели неизвестные. Машина на полном ходу сбила инкассатора с ног бампером.
Между тем невольным свидетелем этого побоища стал гражданин Абдурашид Кахаров, который на своем «Москвиче» подъехал к зданию почты. Бросившись на помощь к Ермачкову, он усадил его к себе в салон, и вдвоем они бросились в погоню за преступниками. Однако в пистолете, который сжимал в руках истекающий кровью инкассатор, не было обоймы – она выпала во время падения, – что значительно увеличивало шансы грабителей.
Понимая, что в любую минуту инкассатор может умереть от потери крови, Кахаров решил срочно доставить его в больницу. Но как быть с преступниками? И тогда Кахаров принял следующее решение: он остановил на дороге первую встречную машину – это был «Запорожец», объяснил его водителю ситуацию и попросил проследить за бандитами. Как это ни удивительно, но владелец «Запорожца» согласился. Кахаров доставил Ермачкова в больницу, однако было уже поздно – на операционном столе тот умер от потери крови (у него осталось шестеро детей). Однако всю милицию уже подняли на ноги, поимкой преступников лично руководили министр внутренних дел республики Х. Яхъяев и его заместитель Г. Ткачев (это была обычная практика в союзных республиках: в руководителях там ходили местные люди, а их заместителями обычно были русские).