Читаем без скачивания Журнал Наш Современник №6 (2004) - Журнал Наш Современник
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Антропогенный фактор привел к истощению и заражению почв. Чрезмерное использование удобрений ведет к быстрому ухудшению качества самых важных, самых доступных продуктов, к вычленению из их числа “биологически чистых”. Искусственное разделение, на котором паразитирует неразборчивый рынок, переполненный мошенниками.
Ввод нитратов в продукты питания удваивается ежегодно. В 2002 г. он составил 350 млн тонн. Нитраты и фосфаты отравляют не только людей, но даже океан, все экосистемы. Растения на земле и в воде тоже могут “переедать”, начинают болеть, подвергаться атакам микробов и насекомых. Нитраты являются основным компонентом “кислотных дождей”, которые отправляют почвы и воды.
Мировая экономика, по самым скромным подсчетам, ежегодно оставляет 300–500 млн тонн отравленных отходов. Среди них не только пестициды и антифризы, но и тяжелые металлы. Эта отрава все более расползается по поверхности, накапливается в недрах и подземных водах. Наука еще неспособна проследить, учесть и тем более предсказать последствия нарастающего отравления планеты, которую мы оставляем будущим поколениям. Доказано, например, что циркуляция подземных вод очень медленная, длится столетиями, так что сегодняшние заражения скажутся в XXII веке.
Растущую опасность представляют также биотические смешения. По мере роста мировой торговли все большая масса организмов-мигрантов перемещается далеко от своего ареала. Перемещается самыми разнообразными способами: на днищах судов, в контейнерах, в сырье, в экзотических растениях. Многие мигранты погибают, но те организмы, которые выживают, обычно отличаются крайней агрессивностью и начинают теснить и даже полностью уничтожать местную флору и фауну.
Сейчас уже не только ученым и специалистам, но и простому обывателю становится ясным, что природа болеет, мстит человеку за отравления и раны, которые он ей наносит. Это с запозданием в 20–30 лет начинают осознавать даже жители городов и мегаполисов, которые почти полностью оторваны от природы и ее циклов. Общественное мнение в мире созревает для Большого проекта устойчивого развития. Он и должен стать первым общим делом всех людей. Не глобализация, а общее дело приведет человечество к единству.
Но властелины мира — финансовая олигархия и послушные ей правительства — по-прежнему не хотят и слышать о пределах роста или о новом его качестве.
Протокол Киото
С началом нового тысячелетия вступила в действие педагогика катастроф. Казалось, что только катастрофы могут отрезвить людей, заставить осознать размеры несчастий, которые неотвратимо ожидают их, если они не изменят коренным образом мотивацию, принципы и методы хозяйствования, сам образ жизни потребительских обществ. Но нет, передовой Запад оказался неспособным пойти на разрыв со старой рыночной парадигмой. Избрали путь паллиативов, полумер, который дает природе лишь временное облегчение.
В 1997 г. в японском городе Киото после двухлетних переговоров было достигнуто соглашение — Протокол Киото, который предусматривает сокращение к 2012 г. загрязнения атмосферы на 5,2% по сравнению с выбросами 1990 года. 15 стран Европейского союза, Япония и Канада ратифицировали его. К концу 2003 г. его, без особых раздумий, подписали 120 государств. Протокол Киото установил для стран квоты выброса сажи, пыли, копоти и газов, за превышение которых предусматривается штраф. Недоиспользованные квоты могут быть проданы другим государствам, которые не укладываются в свою квоту.
Протокол может вступить в силу лишь после того, как его ратифицируют страны, на которые приходится не менее 55% выбросов. США с самого начала отказались присоединиться к соглашению, квалифицировав его как нереальное. Получилось так, что от голоса России зависит, станет ли Протокол Киото международным законом. Во всяком случае так излагают всю эту историю западные СМИ, обходя молчанием тот факт, что США будут продолжать наращивать свои выбросы, даже если Россия, несмотря на экономический упадок, обязуется соблюдать соглашение. “Вся надежда была на Россию”, — указывал осенью 2003 года Международный экологический центр*, как бы призывая измученных россиян вновь пожертвовать своими интересами.
Тут многие непременно задумаются: своими ли россияне должны пожертвовать интересами, или интересами олигархов, родина которых там, где выше прибыль, где надежнее хранить деньги? Эмоции и страсти здесь не лучший советчик. Вопрос непростой, ответ неоднозначен. Не стоит обращать внимание и на нападки западных СМИ, которые настраивают слаборазвитые страны против России, выставляют ее с ее экономикой, составляющей всего 2% от мировой, главным противником международных усилий по охране природы.
Впрочем, небезынтересно изучить, как в мире объясняют отказ России ратифицировать протокол Киото. Одни легкомысленно объясняют это тем, что Россия, будучи самой северной страной, рассчитывает выиграть от потепления климата и расширить посевные площади на север. Другие весьма неуважительно кивают на обычную погоню руководства России за жалкими суммами долларов от продажи американцам своей квоты. США не подписали протокол Киото, следовательно, России, которая пока загрязняет атмосферу ниже положенного ей предела, некому будет сбывать остаток своей квоты на загрязнение. В Лондоне уже торгуют этими квотами. В Европе пишут, что “Путин лично 29 сентября 2003 г. отказом подписать Протокол Киото послал важный дипломатический сигнал, что он примыкает в этом вопросе к Вашингтону против Европы”**.
В мире ученых и экологистов слышны обвинения в адрес российских ученых, которые, мол, в противоположность совестливым американским ученым, выступившим против Буша, подтолкнули Путина на отказ***. Задумаемся о последствиях подписания протокола Киото для России. Это означало бы сокращение использования ископаемого топлива, которым так щедро наделена наша — самая холодная в мире — страна. Нет у России пока средств перейти на возобновляемые источники энергии. У нас и без того по 30 регионов зимой замерзают, а Западу пока угрожает лишь обесснежение некоторых лыжных баз в горах****.
Пока! Долгосрочные последствия настолько серьезны, что Протокол Киото вполне мог бы стать поводом для постановки вопроса о д е й с т в и- т е л ь н о новом международном порядке, о постепенном переходе к устойчивому глобальному обществу. Протокол Киото — это парадоксальный пример борьбы с последствиями рыночной экономики рыночными средствами, с техникой — средствами техническими.
Отравляют природу промышленные корпорации, а охранять ее должны государства. Не только государства в слаборазвитых странах, но и так называемые великие державы пасуют перед мировой финансовой олигархией. Отказ США подписать Протокол Киото — пример того, что, образно говоря, по-прежнему для США “хорошо то, что хорошо для Дженерал моторс”. Корпорации, банки, страховые и пенсионные фонды запрограммированы на прибыль, на расширение рынков, на экспонентный рост, на экспансию и милитаризацию. Заместитель госсекретаря США Пола Добрянски заявила в декабре 2003 г., что Протокол Киото нереалистичен и означает не что иное, как “постоянно сжимающуюся смирительную рубашку”, что “надо искать технологические решения и что правительства в лучшем случае могут призвать корпорации к добровольному контролю за выбросом карбондиоксида”*. И напрасно “Файнэншл таймс” назвала это выступление бессовестной демагогией! Это горькая правда, признание в бессилии.
Что делать? Остается неоспоримым вывод 2000 ученых-климатологов о том, что если Протокол Киото не будет принят, концентрация газов в атмосфере к 2012 г. возрастет еще на 14%.
В январе 2004 г. ООН опубликовала доклад о последствиях потепления климата. Он подтвердил прежние расчеты о повышении к 2100 г. среднегодовой температуры на планете минимум на 1,4 градуса по Цельсию и максимум на 5,8 градуса. Такого роста температуры планета не знала последние 30 миллионов лет. “Четверть миллиона видов растений и сухопутных живых организмов могут быть уже к 2050 году истреблены и навсегда исчезнут”, — заявили авторы доклада. Исследование не затрагивает Мировой океан. Особенно пострадают тропические леса: исчезнут многие ценные породы деревьев в лесах бассейна Амазонки, не выживут испанские имперские орлы, многие виды ящериц, птиц, в том числе и в Европе. Эксперты пришли к выводу, что такого массового исчезновения видов не было с эпохи исчезновения динозавров.
* * *
Незначительные успехи, достигнутые за десять лет после принятия “повестки XXI века”, означают, что человечество оказалось не в состоянии дать ответ ни на вызов природы, ни на социальные беды в отставших странах. Время, отпущенное до начала череды катастроф, исчисляется всего несколькими десятками лет (2–3 поколения). Человечество трагически втягивается в новые столкновения и войны. Во всем ощущается усталость, кроме бессмысленной погони за идолом — деньгами. Во всем — декаданс и нравственная опустошенность. Известную надежду вселяют альтерглобалисты с их программами перехода к устойчивому развитию, к правильному природопользованию.