Читаем без скачивания Эксперт № 47 (2013) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Наконец, участники рынка говорят о необходимости усиления роли государства в области регулирования интернет-банкинга. По последним данным, Банк России собирается в ближайшее время подготовить новый обязательный перечень правил для банков, предоставляющих услуги интернет-платежей. В частности, активно обсуждается идея обязательно указывать в банковских реквизитах еще и IP-адрес каждого клиента.
Как банки могут снизить угрозу интернет-банкинга
Дмитрий Бирюков , заместитель начальника отдела информационной безопасности банковских систем компании "Астерос":
Дмитрий Бирюков
- Прежде всего стоит отметить, что само понятие "интернет-банкинг" в России весьма расплывчато. В российском законодательстве до сих пор не существует нормативного документа с соответствующей четкой формулировкой. Эта деятельность регулируется различными федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Но до тех пор, пока нет официального определения, каждая кредитная организация в договоре с клиентом на дистанционное банковское обслуживание вынуждена сама описывать, что она понимает под интернет-банкингом. От того, насколько полно и грамотно составлен этот документ, зависят последствия споров между банком и клиентом. Для примера: типовой договор Bank of America с клиентом занимает около 60 страниц и описывает практически все возможные случаи и распределение ответственности между сторонами. Особое внимание в подобном документе уделяется как раз вопросам обеспечения информационной безопасности.
Ну а если говорить о том, какими средствами сегодня можно обеспечивать защиту интернет-банкинга, то первое, что нужно сделать, - в дополнение к имеющейся технической и эксплуатационной документации на системы, обеспечивающие предоставление услуг интернет-банкинга для клиентов, разработать пакет организационно-распорядительных документов по обеспечению информационной безопасности. Затем необходимо продумать регламенты и инструкции для сотрудников самого банка. И наконец, разработать инструктивные документы для клиентов, пользующихся данной услугой. Эта информация должна быть понятно и юридически грамотно отражена в заключаемых с клиентами договорах на дистанционное банковское обслуживание.
С точки зрения программно-технических мер защиты обязательной на сегодня является система двухфакторной аутентификации при осуществлении интернет-банкинга. Помимо этого в банках сейчас действует довольно много систем, прямо или косвенно помогающих защите данных, - от самых простейших до сложных аналитических решений для обнаружения вторжения, систем мониторинга и противодействия мошенничеству.
Важной частью работы по обеспечению безопасности является информирование и обучение клиентов банка в области дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Они должны уметь использовать имеющиеся у банка технологии ДБО и быть проинформированы о возможных рисках.
Правильно сгруппироваться
Глеб Жога
Для сбалансированного развития Пермского края необходимо демпфировать внешнюю конъюнктуру, влиять на госполитику в оборонном комплексе и машиностроении и привлекать инвесторов
Губернатор Пермского края Виктор Басаргин
В прежние времена Пермский край часто слыл новатором среди российских регионов, а уж на уральских территориях эта слава за ним закрепилась прочно. Не так давно, весной 2012 года, в крае сменилась управленческая команда. Новый глава Прикамья Виктор Басаргин известен своей аккуратностью и вдумчивостью. «Ну Виктор Федорович сплеча рубить не любит…» — частенько услышишь от его коллег и подчиненных. И похоже, традиционный подход к управлению регионом в нынешние времена приходится кстати. Мы расспросили губернатора о том, как развивается экономика Пермского края в непростой период «умеренного роста».
Стабилизировать отрасли
— Виктор Федорович, какова ваша предварительная оценка 2013 года, как развивалась экономика края?
— В начале года мы проваливались достаточно серьезно: индекс промышленного производства был 90 процентов с небольшим, притом что обрабатывающая промышленность, особенно машиностроение, демонстрировали показатели 40–60 процентов от объемов предыдущего года. Тогда мы ожидали, что на конец 2013-го будем иметь чуть выше 95 процентов производства от уровня 2012-го. Но пессимистические ожидания не оправдались. После первого полугодия мы вышли на уровень 99 процентов к 2012 году по физическим объемам производства, финансовый результат был примерно такой же. Да, падали поступления налога на прибыль и акцизы, что продолжается и сейчас. Но за девять месяцев у нас уже был промышленный рост на 0,3 процента. По итогам 2013 года, думаю, индекс промышленного производства достигнет порядка 101,5 процента. По финансам результат будет близким к уровню прошлого года.
— Какие факторы определили такую динамику?
— В нашем случае очень многое зависит от отраслевой структуры экономики региона. Сырьевой сектор составляет чуть более 50 процентов промышленности края. Это нефть, газ, нефтепродукты, минеральные удобрения. Пермский край, наверное, единственный регион, в котором практически вся добытая нефть перерабатывается на месте — на заводе «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез». Сейчас на нем проводят техническую модернизацию, так что мы будем и свою нефть перерабатывать, и извне завозить. Причем завод будет производить более технологичный продукт: он уходит от мазута и всех низких фракций переработки нефти.
В 2013 году нефтяники увеличили объемы производства, но изменение курса рубля сыграло в обратную сторону, так что прироста экспортной выручки не получилось.
Оказали влияние и так называемые консолидированные группы налогоплательщиков, созданные в нефтянке. Мы недополучили 1,5–2 миллиарда рублей поступлений в консолидированный бюджет края — прибыли местных активов стали оставаться в Москве. Считаю, что это неправильно, потому что средства, которые потом возвращаются на территорию в виде дотаций, как правило, не соответствуют тем изъятиям, которые происходят в рамках консолидированной уплаты налогов.
Теперь про удобрения. Основное предприятие — «Уралкалий». В совокупности этот холдинг приносит в консолидированный бюджет 10–12 процентов. Предприятие в 2013 году изменило ценовую политику, снизив стоимость продукции, но увеличило объемы производства. Для нас это аукнулось уменьшением налоговых поступлений. Но потери мы компенсировали обязательством «Уралкалия» переселить березниковцев из зоны техногенной аварии (2,5 миллиарда рублей), а также соглашением, в котором четко определен размер поступлений «калийных» денег в бюджет: 6 миллиардов рублей.
В принципе для нас результат калийщиков выглядит достаточно стабильным, но мы знаем, что коллектив на предприятии очень напряжен. Чтобы нормально работать, люди должны видеть перспективу. А все текущие проблемы с руководством и со сменой собственника стабильности предприятию не придают. На «Уралкалии» ведь разработаны масштабные планы строительства производства: предусмотрено примерно 12 миллиардов рублей инвестиций. Коллектив за этим следит очень внимательно: если будет реализовываться программа развития, значит, все утрясется, будет стабильность.
— Каковы результаты машиностроительных предприятий края?
— У более высокотехнологичных предприятий — оборонно-промышленного комплекса и машиностроения — со стабильностью похуже. В 2013 году основное падение показывали именно они. Сегодня все они заверяют, что портфель заказов сформирован: и в космическую отрасль, и в авиационную, и в ОПК госзаказ поступил. Но стопроцентный оборонный заказ, по сути дела, сегодня сформировали Мотовилихинские заводы. Стабильность сбыта в секторе обеспечена.
Сейчас идет активный процесс формирования в стране центров компетенций, выстраивание вертикально интегрированных структур, прежде всего это касается компаний с госучастием. К сожалению, эти центры управления создаются не в Перми — часть управленческих функций выводится с территории региона. Судьба части предприятий теперь вершится без участия региона. Однако основная проблема даже не в этом. С центрами компетенций уходят и технологии, и финансы, а в результате все это отражается на людях, на тех же бюджетных поступлениях.
— Металлургию в Пермском крае уже не стоит относить к бюджетообразующей отрасли?
— Мы нашу металлургию вовсе не хороним. В прошлом году подписали соглашение с Объединенной металлургической компанией о модернизации Чусовского металлургического завода. Они должны вложить более 20 миллиардов рублей — вырастут объемы производства, улучшится качество продукции, соответственно, увеличатся налоговые отчисления.