Читаем без скачивания ГУЛАГ (Главное управление лагерей), 1917-1960 - А. Кокурин
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
По имеющимся в МВД СССР данным, за период с 1921 года по настоящее время за контрреволюционные преступления было осуждено Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым Совещанием, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами 3.777.380 человек, в том числе:
к ВМН — 642.980 человек,
к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже — 2.369.220 человек,
в ссылку и высылку — 765.180 человек.
Из общего количества арестованных, ориентировочно, осуждено: 2.900.000 человек — Коллегией ОГПУ, тройками НКВД и Особым Совещанием; 877.000 человек — судами, военными трибуналами, Спецколлегией и Военной Коллегией.
В настоящее время в лагерях и тюрьмах содержится заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления, — 467.946 человек и, кроме того, находятся в ссылке после отбытия наказания за контрреволюционные преступления, направленных по директиве МГБ и Прокуратуры СССР (за подписью Абакумова и Сафонова), — 62.462 человека.
Следует отметить, что созданным на основе Постановления ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 года Особым Совещанием при НКВД СССР, которое просуществовало до 1 сентября 1953 года, было осуждено — 442.531 человек, в том числе к ВМН — 10.101 человек, к лишению свободы — 360.921 человек, к ссылке и высылке (в пределах страны) — 67.539 человек и к другим мерам наказания (зачет времени нахождения под стражей, высылка за границу, принудительное лечение) — 3.970 человек.
Подавляющее большинство лиц, дела на которых рассмотрены Особым Совещанием, осуждены за контрреволюционные преступления.
В практике работы Особого Совещания имели место случаи недостаточно обоснованного осуждения граждан СССР. Этому способствовало то обстоятельство, что рассмотрение дел на Особом Совещании проходило в отсутствие обвиняемых и свидетелей, чем создавались широкие возможности покрывать недостатки предварительного следствия, а иногда грубейшие извращения советских законов.
Кроме того, грубые нарушения социалистической законности органами МГБ были допущены в связи с директивой быв. МГБ СССР и Прокуратуры от 26 октября 1948 года № 66/241сс, согласно которой органы МГБ были обязаны вновь арестовывать государственных преступников, уже отбывших наказание за совершенные ими преступления и освобожденных из мест заключения после окончания Великой Отечественной войны.
Причем этим лицам предъявлялось обвинение в том же самом преступлении, за которое они отбыли наказание, и по их делам вновь проводилось следствие. Указанной директивой было предусмотрено, что, если в процессе следствия по делам этих лиц не будет получено каких-либо данных о их антисоветской деятельности после освобождения из тюрем и лагерей, то такие дела подлежали направлению на рассмотрение Особого Совещания для применения к арестованным ссылки на поселение.
В целях выявления случаев необоснованного осуждения граждан и последующей их реабилитации считаем необходимым специально пересмотреть все архивно-следственные дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления Коллегией ОГПУ, тройками НКВД Военной Коллегией, судами и военными трибуналами и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР, а также на лиц, находящихся в ссылке на поселении по отбытии наказания согласно директиве МГБ и Прокуратуры.
Для пересмотра дел и принятия необходимых решений по ним считаем целесообразным образовать Центральную Комиссию в следующем составе:
Председатель Центральной Комиссии — тов. РУДЕНКО — Генеральный Прокурор СССР
Члены комиссии:
т. КРУГЛОВ — Министр внутренних дел СССР
т. ГОРШЕНИН — Министр юстиции
т. ВАВИЛОВ — начальник Управления по надзору за местами заключения
т. ДАНИЛОВ — зам. Министра юстиции
т. ЛЕОНОВ — начальник Управления особых отделов МВД СССР
т. ПЛЕТНЕВ — начальник I спецотдела МВД СССР
т. КОЗЫРЕВ — начальник следственной части МВД СССР
т. СУЧКОВ — зам. начальника отдела по спецделам Прокуратуры СССР
т. МАКСИМОВ — начальник отдела Главной Военной Прокуратуры
т. ТУРЦЕВ — прокурор отдела Главной Военной Прокуратуры
т. МАКСИМОВ — пом. начальника Управления военных трибуналов МЮ
т. КОСТРОМИН — начальник ревизионного управления военных трибуналов
т. ФИЛИППОВ — начальник Управления транспортных судов МЮ
т. КАЛИНИН — начальник Управления спецсудов МЮ
Для пересмотра архивно-следственных дел создать в республиках, краях и областях комиссии в составе: прокурора республики, края, области (председателя), членов комиссии: министра внутренних дел республики (начальника УМВД), министра юстиции (начальника управления Министерства юстиции края, области), с участием соответствующего начальника лагеря, УИТЛК — ОИТК МВД — УМВД и прокурора лагеря.
Для участия в работе республиканских, краевых и областных комиссий командировать членов Центральной Комиссии.
На Центральную Комиссию возложить следующие задачи:
1. Тщательная проверка обоснованности обвинения и правильности квалификации состава преступления каждого лица, осужденного Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым Совещанием при НКВД — МГБ СССР, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами, а также обоснованности направления в ссыглку на поселение лиц, отбывших наказание в местах заключения.
2. Наблюдение за работой местных комиссий по оформлению постановлений о пересмотре архивно-следственных дел на лиц, содержащихся в лагерях, тюрьмах и находящихся в ссылке.
3. Рассмотрение и утверждение постановлений, подготовленных местными комиссиями, по пересмотру архивно-следственных дел.
Заключения Центральной Комиссии по делам на лиц, необоснованно осужденных Коллегией ОГПУ, тройками НКВД Особым Совещанием при НКВД — МГБ СССР, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами, а также на лиц, необоснованно направленных в ссылку на поселение, представлять на рассмотрение Верховного Суда СССР для отмены приговоров или отмены ссылки.
Пересмотр дел на лиц, содержащихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР, и на лиц, находящихся в ссылке, закончить в 8-месячный срок.
Представляем при этом проект постановления ЦК КПСС и план мероприятий по организации этой работы*. [* План мероприятий не публикуется.]
ПРОЕКТ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЦК КПСС
о пересмотре дел лиц, осужденных за контрреволюционные преступления Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым Совещанием при НКВД — МГБ СССР, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР, а также на лиц, находящихся в ссылке по отбытии наказания
ЦК КПСС ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Пересмотреть архивно-следственные дела на лиц, осужденных за контрреволюционные преступления Коллегией ОГПУ, тройками НКВД Военной Коллегией, судами и военными трибуналами и ныне содержащихся в лагерях и тюрьмах МВД СССР, а также на лиц, находящихся в ссылке по отбытии наказания.
2. Пересмотреть архивно-следственные дела на лиц, отбывающих наказание в местах заключения, осужденных за контрреволюционные преступления Особым совещанием при НКВД — МГБ СССР в период с 1 июня 1945 по 1 сентября 1953 года, а также заключения на лиц, направленных в ссылку на поселение согласно директиве быв. МГБ и Прокуратуры СССР № 66/241 сс от 26 октября 1948 года.
3. Для проведения работы по пересмотру дел и заключений на лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего Постановления, образовать Центральную Комиссию в следующем составе:
Председатель Центральной Комиссии — тов. РУДЕНКО — Генеральный Прокурор СССР
Члены комиссии:
т. КРУГЛОВ — Министр внутренних дел СССР
т. ГОРШЕНИН — Министр юстиции
т. ВАВИЛОВ — начальник Управления по надзору за местами заключения
т. ДАНИЛОВ — зам. Министра юстиции
т. ЛЕОНОВ — начальник Управления особых отделов МВД СССР
т. ПЛЕТНЕВ — начальник I спецотдела МВД СССР
т. КОЗЫРЕВ — начальник следственной части МВД СССР
т. СУЧКОВ — зам. начальника отдела по спецделам Прокуратуры СССР
т. МАКСИМОВ — начальник отдела Главной Военной Прокуратуры
т. ТУРЦЕВ — прокурор отдела Главной Военной Прокуратуры
т. МАКСИМОВ — пом. начальника Управления военных трибуналов МЮ
т. КОСТРОМИН — начальник ревизионного управления военных трибуналов
т. ФИЛИППОВ — начальник Управления транспортных судов МЮ
т. КАЛИНИН — начальник Управления спецсудов МЮ
4. Возложить на Центральную Комиссию следующие задачи:
а) проверку обоснованности обвинения и правильности квалификации состава преступления каждого лица, осужденного Коллегией ОГПУ, тройками НКВД, Особым совещанием при НКВД — МГБ СССР, Военной Коллегией, судами и военными трибуналами, а также обоснованности направления в ссылку на поселение лиц, отбывших наказание в местах заключения;