Читаем без скачивания Газета Завтра 196 (35 1997) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Новым министром культуры назначена Наталья Дементьева из Санкт-Петербурга. Историк-археолог. Директор музея истории Санкт-Петербурга. Человек с хорошей хозяйственной хваткой, чувством юмора и чувством истории.
Ельцин призвал к себе не просто женщину в новый кабинет министров, но и человека лужковского типа.
Лужков побеждает везде, даже еще не начав предвыборной борьбы.
Поклонник Евтушенко и Эрнста Неизвестного, забытый критик Евгений Сидоров пал жертвой нового, более традиционалистского подхода администрации президента к культуре.
Будем теперь ждать новую книгу мемуаров, естественно, антиельцинских.
Владимир ГАЛУШИН
КАЗАНСКОЕ ХАМСТВО ПРЕЗИДЕНТА ШАЙМИЕВА
Александр Бородай
Прежде чем “рубить окно в Европу” Ливонской войной, Иван Грозный “прорубил окно в Каспий”, овладев Казанью и Астраханью. Сегодня, спустя 400 лет, “процесс пошел” в обратном направлении. Вначале нашлись наследники у литовских панов и ливонских баронов, помогавшие отрубить у России ее балтийские земли. А наследником казанских ханов, похоже, стал президент “субъекта федерации” Шаймиев. Славословя кремлевских “молодых реформаторов”, он спокойно игнорирует распоряжения и указы федеральной власти. Полностью автономизировав управление экономикой, Шаймиев все меньше платит налоги, продолжая получать бюджетные субсидии. Постепенно он подчиняет себе силовые структуры — от частей министерства обороны до подразделений госбезопасности и МВД. Татарстан создал колоссальную систему внешних связей, открыв свои представительства более чем в восьмидесяти зарубежных странах. Связав себя рядом международных соглашений, эта “часть Российской Федерации” готовит мир к признанию собственной независимости.
Недавняя встреча Шаймиева и президента Казахстана Назарбаева стала еще одним шагом к полному отделению Татарстана. Два президента решили списать взаимные долги путем взаимозачетов, что совсем недавно было категорически запрещено федеральным правительством в отношениях даже между субъектами Федерации. Договорились они и о бартерных сделках в сфере нефтедобычи. А ведь бартер, обогатив этих и без того небедных “евразийцев”, не принесет никаких поступлений в тощий российский бюджет. Все последние шаги Шаймиева, включая заявление о необходимости признать независимость Чечни, являются последовательными плевками в лицо Москве. Однако российские руководители не торопятся приструнить своего якобы подчиненного. Они понимают, что за его спиной стоят агрессивный исламский блок во главе с Турцией и кавказские боевики, готовые ринуться в наступление на юг России. И они принимают это обстоятельство как непреложный факт. Возможно, они берут пример со знатного северного оленевода, который, наблюдая, как один за другим бросаются в море “олешки” из его тысячного стада, в конце концов произнес: “Тенденция, однако!” Разница лишь в том, что этот оленевод, будучи персонажем фольклора, потеряв олешек, с голоду не умрет. А на что рассчитывают наши “реформаторы”? На то, что сами уйдут в фольклорные пространства? Или все же на безбедную и сладкую жизнь за счет долларов, нажитых на развале создававшейся веками России?
Недурно бы им вспомнить о судьбе другой номенклатуры — не современной “партийно-демократической”, а самой что ни на есть боярской, которую Иван Грозный выжигал опричниной. После присоединения Казанского ханства.
Александр БОРОДАЙ
“Си Бриз” — ВЕТЕР ПЕРЕМЕН?
Владимир Винников
Прошедшие в конце августа совместные военно-морские учения Украины, США и некоторых стран НАТО были названы очень многозначительно: с намеком на то, что этот легкий бриз может оказаться предвестником шторма, который сметет остатки российского влияния в Причерноморье. Украинское государство сегодня — странное образование, своим существованием, как ни парадоксально, обязанное не столько политическим наследникам Мазепы, Вишневского и Бандеры, сколько национальной и экономической политике Советской власти, особенно послесталинского периода. Именно после “хрущевского дара” Крыма Украине оформились нынешние границы ее суверенной юрисдикции, а заложенный в конце 50-х годов мощнейший ракетно-ядерный ВПК послужил основой формирования “днепропетровской мафии”, о которой многое было сказано в пору “перестройки и гласности”, но почти не упоминалось в последовавшие годы “реформ”, когда “свердловская мафия” договорилась с “днепропетровцами” о переделе сфер влияния, ограничив власть последних пределами Украины. Видимо, принципиальное решение здесь было принято за несколько лет до известного харьковского совещания “межрегиональной депутатской группы” 1989 года, на котором отрабатывались механизмы политического оформления такого раздела. Цену за эту договоренность ельцинская “эрэфия” платила и платит немалую, ибо никакими рыночными и вообще экономическими законами, включая соображения по транзиту, нельзя объяснить, в частности, многомиллиардную и ежегодно списываемую задолженность Украины за нефть и газ. А ведь существуют еще и “технические” кредиты, негласно оформляемые ныне через международные финансовые институты при участии некоторых “уполномоченных” российских банков, не говоря уже о других формах “помощи” России Украине. Но, наряду с этим, украинские власти получают серьезную поддержку также из Америки и Европы. Дело здесь не только в том, что “ласковое теля двух маток сосет” — как раз по отношению к РФ никакой “ласковости” не обозначается. Дело в том, что хроническое недоинвестирование советской экономики последних десятилетий особенно тяжело сказалось на украинской промышленности: ее амортизация оказалась на 30-35% выше, нежели в среднем по СССР. Естественно, бремя реконструкции было не по плечу российской когорте постсоветской элиты, которая вкупе со своими украинскими коллегами предпочла ее “законсервировать” в самой неэффективной части, а социальные последствия этого купировать за счет “помощи Запада”. Но Запад помощь дает не за красивые глаза. Тут-то и пришелся к месту “антимоскальский” национализм. Именно этим фактом объясняется “измена” Кучмы своим предвыборным прорусским лозунгам. Иначе победить он не мог, а, победив, не мог иначе править.
Но недаром в Библии говорится “В начале бе Слово”. Слова, произносимые волей или неволей, в конечном итоге меняют сознание произносящего их человека, меняют всю систему его ценностей. Постепенно экономические интересы украинской элиты втягивают ее в мировой рынок, где идет совершенно иная военно-политическая игра. Так, например, танковые заводы Украины сегодня выполняют 600-миллионный заказ Пакистана на производство 250 танков Т-80М. Выгодно ли это Пакистану? Несомненно. Аналогичные американские машины обошлись бы ему раз в шесть дороже. И не исключено, что завтра эти танки будут воевать против Индии в Кашмире или против России в среднеазиатских республиках. Проникновение европейских и американских монополий на украинский рынок происходит по нарастающей. Серьезную активность демонстрируют турки. Идет медленная, но верная переориентация действующих лиц украинской политики и экономики на “западные” интересы. Россия по собственной инициативе постепенно утрачивает контроль за политическими процессами в 50-миллионной Украине. Эта тенденция прослеживается в чехарде назначений на высшие государственные посты, отражающих раскол ранее единой “днепропетровской” группы на “пророссийские” и “прозападные” кланы. Позиция нынешнего российского руководства толкает Украину прочь от России — точно так же, как толкает прочь другие в прошлом союзные республики, как толкает прочь кавказские народы, как растаскивает на враждующие “регионы” саму Россию. Открытый поворот Украины в сторону НАТО, слегка прикрытый недавним подписанием договора о военном сотрудничестве, — это манифестация новой стадии российско-украинских отношений. Не случайно с ростом влияния “московского” банковского капитала усиливается антиукраинская риторика мэра Лужкова, все четче звучат в его речах мотивы “восстановления исторической справедливости”, под которой понимается почему-то вовсе не воссоединение Украины с Россией, а “возврат Крыма”. Клин в отношениях между Россией и Украиной загоняется все глубже, но, конечно, не легким черноморским ветром, а ударами профессионалов своего дела. Западные профессионалы, похоже, оказались тут квалифицированнее, нежели отечественные.
Владимир ВИННИКОВ
ВНУКИ ШАМИЛЯ — СОЮЗНИКИ РОССИИ
Александр Юрьев
Выстрелы, прогремевшие в воскресенье в дагестанском городке Хасавюрте, что на самой границе с Чечней, вызвали панический, совершенно неадекватный масштабу события отклик российских СМИ. “Это провокация против Хасавюртовских соглашений”, — объявил скандализированный Рыбкин, пытаясь прикрыть фиговым листком словесности дыры, зияющие в политической доктрине Совета безопасности.