Читаем без скачивания Бандиты семидесятых. 1970-1979 - Федор Раззаков
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Идея ограбить старушку пришла в голову Беломестных еще год назад, когда он, приехав к ней из Одессы с приветом от ее родственников, увидел в квартире множество ценных вещей. Однако тогда совершить преступление не удалось – в доме старушки все время находился ее родственник. Так тянулось до осени 74-го.
10 сентября Беломестных вновь прилетел из Одессы в Москву, причем не один, а с приятелями – Чекашиным и Олениным. Остановились на квартире знакомых Чекашина на улице Академика Павлова. В тот же день Беломестных позвонил Лианозовой по телефону и сообщил, что привез ей посылку от внучки. Выяснив, что старушка в ближайшие дни будет в доме одна, Беломестных сообщил об этом своим подельникам.
18 сентября , в 9 часов утра, Беломестных и Чекашин встретились возле метро «Проспект Мира», поймали такси и двинули на Бережковскую набережную. По дороге к ним подсел Оленин. Подъезжая к набережной, Беломестных попросил водителя тормознуть возле магазина, в котором купил пустую коробку для посылки. Зная, что старушка – женщина осторожная, Беломестных отправился к ней один, подельников разделил: Оленин остался сидеть в такси, а Чекашин спрятался на лестничной площадке. Как только старушка впустила Беломестных в квартиру, он вручил ей «посылку» и, пока хозяйка относила ее в комнату, вернулся в коридор и открыл дверь Чекашину.
Как ни странно, но старушка не стала распаковывать при гостях посылку от внучки, а вместо этого предложила гостям… позавтракать. Она усадила их за стол, а сама полезла в холодильник за продуктами. Но чаепитие не входило в планы преступников. У Чекашина в кармане была припрятана бутылка из-под шампуня, которую он прихватил в ванной комнате, когда мыл руки, а у Беломестных имелось куда более увесистое орудие – полуторакилограммовая «монтажка». В тот миг, когда хозяйка вновь повернулась к холодильнику, преступники на нее и набросились. Чекашин зажал ей рот, а Беломестных несколько раз ударил женщину по голове «монтажкой». Однако старушка была все еще жива. Тогда Беломестных схватил со стола нож и хладнокровно полоснул им по горлу женщины. Затем Чекашин сходил в комнату, принес оттуда одеяло и накрыл им труп. После этого душегубы стали обчищать квартиру. В тот день в их руки перекочевали: 5 долларов США, сертификатов на 70 рублей, две серебряные вазочки, брошь в виде подковы, золотая брошь, кольцо, медальон и другие ценные предметы на общую сумму 1550 рублей.
Выйдя от старушки, преступники сели в поджидавшее их такси и отправились в мастерскую «Металлоремонта», что на Большой Колхозной улице. Там Беломестных и Чекашин переоделись в другую одежду, которую заранее приготовили за пару дней до акции. В тот же день они стали сбывать награбленное. Когда все было продано, купили билет на самолет и улетели обратно в Одессу. Однако остаться безнаказанными им не удалось – у МУРа оказались длинные руки. Ровно через год состоялся суд: Беломестных и Чекашин получили по «пятнашке» (15 лет тюрьмы), Оленин – 7 лет.
Цена жизни – 5 рублей
Почти похожая история произошла в те же осенние дни вдали от Москвы – в Киргизии, в селе Камышановка Сокулукского района. Там проживала 55-летняя гражданка Синявская, которая славилась среди сельчан тем, что в любой час дня и ночи предоставляла страждущим землякам вино домашнего изготовления. Этим промыслом она занималась много лет и, как говорится, бед не знала. Однако в мае этого же года в их село из мест заключения вернулся некто Капков, который был трижды судим за хулиганство и кражу. На работу он не устроился и только и делал, что пьянствовал да устраивал дебоши с односельчанами. А вино он доставал у Синявской. И вот однажды, мучимый безденежьем, Капков задумал ограбить женщину. Ему вдруг показалось, что та прячет в своем сундуке несметные богатства, вырученные за долгие годы продажи спиртного.
Между тем идея с ограблением хоть и пришла в голову Капкова, но он никак не решался ее осуществить – все подыскивал удобный случай. А тут он сидел дома у своего приятеля Шмелева, и, когда у них кончилось спиртное, хозяин предложил пополнить запасы у Синявской. Именно тогда Капков и решил, что лучшего случая для ограбления не представится, поскольку у него появился незапланированный подельник. Выходя из дома, он незаметно прихватил с собой кухонный нож, поскольку решил в живых старушку не оставлять.
Все произошло молниеносно. Едва они вошли в дом, как Капков выхватил из кармана нож и несколько раз ударил им хозяйку в грудь. Та, как подкошенная, рухнула на пол. Увидев это, Шмелев закричал от страха и выбежал во двор. Однако Капков догнал его и заставил вернуться: дескать, мы теперь оба повязаны кровью и лучше действовать сообща. Они вернулись в избу, и Капков приказал приятелю открыть сундук старушки, где, как он знал, та хранила свои сбережения. При этом умудренный опытом рецидивист заставил друга прикасаться к сундуку через газету – чтобы не оставлять отпечатков пальцев.
Порывшись в сундуке, Шмелев вскоре извлек на свет искомый кулек с деньгами. Однако, развязав его, Капков ахнул – в нем было всего… 5 рублей мелочью. Не веря в то, что это единственные деньги в доме, Капков принялся заглядывать во все углы дома, перевернул вверх дном постель, обшарил всю мебель, однако больше ни копейки не нашел. Так и пришлось им уйти, довольствуясь скромной суммой, на которую можно было купить всего одну бутылку водки да банку шпротов.
Расследование этого дела длилось недолго, поскольку Капков практически сразу попал в поле зрения милиции как наиболее вероятный кандидат на роль убийцы – трижды судимый, да еще постоянно захаживающий к убитой старушке за вином. Следом был арестован и его приятель Шмелев. Он-то и сообщил сыщикам о том, как было совершено преступление. В итоге суд вынес ему минимальное наказание – три года колонии, а вот Капков получил на полную катушку – 15 лет тюрьмы.
Конец гангстеров из Ленинграда
А теперь перенесемся в город на Неве, в Ленинград. Там уже почти год продолжаются поиски преступников, которые, убив солдата одной из воинских частей (а также двух таксистов), завладели автоматом и готовят вооруженное нападение на инкассаторов. Как мы помним, спустя полгода ленинградским сыщикам удалось выйти на след преступников – Юрия Балановского и Андрея Зеленкова – и даже внедрить в их окружение своего человека – младшего лейтенанта милиции Николая Чванова, который выдавал себя за фарцовщика Гошу. Однако, даже войдя в доверие к бандитам, Чванов никак не мог раскрутить их на признание, где находится тайник с автоматом. Так длилось до осени 74-го.
Поскольку мечты о большом куше ни на секунду не покидали гангстеров, они продолжали вынашивать планы о нападении на инкассаторов. В итоге они остановились на варианте, который предложил Зеленков. Уже некоторое время он крутил шашни с девушкой, которая работала на ленинградском прядильно-ниточном комбинате, и однажды во время встречи с девушкой оказался свидетелем того, как туда приехали инкассаторы с зарплатой. Несмотря на то что вся она уместилась в два мешка, были они настолько увесистыми, что Зеленков понял – это тот самый куш, которого ему с напарниками хватит на долгие годы безбедной жизни. По прикидкам Зеленкова, в каждой пачке находилось порядка 250 тысяч рублей. Когда он рассказал об этом Балановскому, тот полностью согласился с доводами приятеля. Третьим участником нападения они решили взять «Гошу» (то бишь Чванова), у которого имелся личный автомобиль «Москвич» (после убийства двух таксистов гангстеры вдруг решили, что угоны автомашин – не самый лучший способ поиска «колес» для ограбления). С этого момента операция по поимке преступников вступила в свою решающую фазу.
Накануне нападения Балановский встретился с «Гошей» и сообщил ему, что сегодня вечером они едут к тайнику, где спрятан автомат. Чванов немедленно поставил об этом в известность своих коллег по питерскому угро. И когда вечером Балановский и «Гоша» выехали из города, за ними тут же пустили «карусель» (то есть «хвост» из нескольких автомобилей, сменяющих друг друга). В таком сопровождении «Москвич» домчался до лесного массива в Токсове. Причем по дороге возникла внештатная ситуация – их тормознул гаишник. Улаживать конфликт вышел «Гоша», а Балановский остался в салоне, готовый в любой момент пустить оружие – пистолет, который он раздобыл некоторое время назад. К счастью, все обошлось: гаишник оказался «оборотнем в погонах» – получив трешку (три рубля), тут же козырнул и отпустил задержанных восвояси.
Когда Балановский вернулся из леса со свертком, в котором находился автомат, Чванов должен был убедиться в том, что это именно то оружие, которое было похищено из войсковой части в октябре прошлого года. Для этого ему надо было прочесть номер, выбитый на металлическом цевье. И ему это удалось. Под видом оценки автомата Чванов какое-то время вертел его в руках, после чего положил к себе на колени и закурил. И при огне от спички сумел разглядеть искомый номер. Цифры совпадали. Поэтому, когда они рванули назад в город, Чванов подал условный сигнал своим коллегам, чтобы те «закрывали капкан», – снял с головы шапку. В результате на железнодорожном переезде была устроена засада. Остановившись в пробке, «Гоша» предложил Балановскому выйти из машины, чтобы протереть лобовое стекло. Как только это случилось, к ним со всех сторон бросились оперативники. В тот же день был арестован и другой участник банды – Андрей Зеленков.