Читаем без скачивания Газета Завтра 796 (60 2009) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Вспомним, что по делу "битцевского маньяка" Пичужкина, который отправил на "тот свет" более 60 человек, по фактам нахождения трупов его жертв уголовных дел в большинстве случаев вообще не было. Из-за того, что трупы были неопознаны в результате "гнилостных изменений".
50 тыс. пропавших и не найденных за последние годы людей, 5,5 тыс. бесследно исчезнувших за 2008 год людей, 6,5 тыс. неопознанных за год трупов, разница в 5 тыс. криминальных трупов между медицинской и уголовной статистикой. В такой ситуации разве можно говорить о снижении убийств? Или говорить о снижении убийств и не указывать одновременно вышеприведенные данные?
Но как бы убийства официально у нас ни снижались, их число на 100 тыс. жителей в последние годы в ТРИ РАЗА БОЛЬШЕ БЫЛО, ЧЕМ в США, в 19 раз, чем в Японии, Германии и Австрии.
Следует отметить, что в большинстве стран мира в статистику убийств попадают все криминальные акты насилия, повлекшие смерть. Но у нас и здесь особая позиция. В число убийств не входят причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшие смерть. Например, преступники человека долго пытали, изуродовали, но не имели при этом умысла убивать, а он взял, да помер. Это уже не будет убийством. Не считается убийством и ситуация, когда человека бьют топором по голове, он лежит в коме несколько дней, а только потом умирает. Это тоже по нашему УК и нашей статистике не убийство, а причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть.
Надо, наконец, осознать, что без реальной картины преступности обеспечить безопасность наших граждан в период кризиса будет невозможно.
А реальность следующая. В 2008 г. только в органах внутренних дел зарегистрировано 21,5 млн. (!) заявлений и сообщений о преступлениях. Это на 4,7% больше, чем в 2007 г. Одновременно из этих заявлений уголовные дела возбуждены только по 3,2 млн. преступлений. Это на 10,4% меньше, чем в 2007 г.
Неужели наши граждане такие безграмотные, что в 18,3 млн. случаях "неправильно" оценили совершенные в отношении них действия как преступления?
Нужен ли нам этот "мыльный пузырь" благополучия?
Изменения преступности наступают не одновременно с кризисом, а вслед за ним. Поэтому можно выделить следующие фазы развития криминальной ситуации: предкризисную, кризисную, остро-кризисную и катастрофическую.
На начало 2009 г. можно диагностировать криминальную ситуацию в России еще как предкризисную. Это означает, что действуют еще инерционные процессы некоего "социального благополучия" и относительного "социального спокойствия". Иными словами, преступность не дает резкого всплеска, не появляются новые формы преступной деятельности, правоохранительные органы и судебная система действуют в обычном режиме и в целом в рамках "управляемой" ситуации выполняют свои функции.
Собственно кризисную ситуацию следует констатировать тогда, когда появляются некие новые криминальные явления, нарастает дестабилизация, система правоохранительных органов и суды работают в режиме мобилизации и постоянного увеличения нагрузки.
При остро-кризисной криминальной ситуации уровень дестабилизации и волна преступности начинают перехлестывать возможности системы уголовной юстиции, она начинает давать постоянные сбои.
Катастрофическая ситуация возникает тогда, когда общество дестабилизировано, правоохранительная система также дестабилизирована и уже не может выполнять свои функции по защите граждан.
Все указанные фазы развития криминальной ситуации возможны. Поэтому необходимы алгоритмы действий государства по каждой из этих фаз.
Например, уже сейчас ясно, что для остро-кризисной и катастрофической ситуации необходимо иметь уголовное и уголовно-процессуальное законодательство совершенно иного вида, чем для стабильной ситуации. В теории права это называется "отложенным законодательством". Оно принимается, но вводится в особый период — военное положение, чрезвычайное положение. У нас сейчас такого "отложенного законодательства" нет. Законодатели об этом даже не думают, хотя отдельные российские ученые имеют модели решения этой проблемы.
Продолжение следует
Сергей Батчиков, Александр Нагорный СЛОВА И ДЕЛА
В своей новой книге "Закат или рассвет? Россия: 2000-2008" один из ведущих российских аналитиков Николай Сергеевич Леонов написал, что Путин войдет в историю как правитель нерешительный, непоследовательный и в общем-то слабый. Нам трудно согласиться с авторитетным мнением Н.С.Леонова и хотелось бы ему возразить.
Если опираться на слова и заявления Путина-президента, а затем Путина-премьера, то, действительно, недостижение Россией большинства поставленных целей, продолжающаяся деградация крупных систем жизнеобеспечения, разрушение науки и образования в условиях беспрецедентного роста цен на природные ресурсы могли послужить основанием для подобного вывода. Но если в оценке опираться не на слова, а на конкретные дела правителя, ориентированного на западные либеральные ценности, то он напротив предстанет фигурой решительной, последовательной и сильной. Задача "возвращения" России в "лоно западной цивилизации" — извечная мечта российских либералов — реализуется, при чем все шаги на этом пути последовательны. Ну а какие плоды будет пожинать Россия от пребывания на дальней периферии мировой капиталистической системы — это уже другой вопрос… Итак, о главном.
Угрозы, перед которыми оказалась сегодня Россия, чрезвычайно серьезны. К сожалению, с каждым днем становится все более очевидным, что кризис выявил фундаментальное несоответствие между сложной реальностью современного мира и той философской основой, на которой построена доктрина реформ и стратегия действий российской власти. Методология мышления и принятия принципиальных решений верхнего эшелона настолько неадекватна, что власть с большой вероятностью может привести Россию к катастрофе, совершенно не оправданной ресурсными возможностями страны.
Сегодня перед нами — срочная и чрезвычайная проблема национальной повестки дня. Она должна быть рассмотрена на уровне, который проходит выше идеологических, политических и даже социальных барьеров. За последние несколько месяцев В.В.Путиным и близкими к нему чиновниками высшего звена был сделан в связи с кризисом ряд важных заявлений, которые могут служить знаками того, как власть предполагает организовать прохождение России через кризис. Эти заявления часто туманны и внутренне противоречивы, как и вся совокупность заявлений "команды Путина" в течение предыдущих восьми лет. Попробуем разобраться, какие пункты повестки дня они обозначают.
ОСТРОВ СТАБИЛЬНОСТИ ИЛИ ИСЧЕРПАННОСТЬ МОДЕЛИ?
С сентября 2008 г. даже далеким от экономики людям стало ясно, что Россия втягивается в мировой экономический кризис, начавшийся с финансового кризиса в США. Уязвимость перед мировым кризисом России обусловлена прогрессирующей деградацией, начиная с 1991 года, защитных механизмов российского хозяйства. Защиты, которые выстраивались в финансово-экономической системе СССР начиная с 20-х годов прошлого века и которые к середине 80-х исчерпали свой ресурс, были демонтированы в ходе реформ 90-х. Новые системы защиты созданы не были. В результате экономика России утратила кризисоустойчивость. Но Правительство этого как будто не замечало, рассуждая о надежной защищенности экономики Стабилизационным фондом и постоянно ведя разговоры о вступлении в ВТО.
Некоторые признаки назревающего в США и Западной Европе кризиса финансовой системы обнаружились еще в 2004-2005 гг., и ряд российских экономистов предупреждали о том, что этот кризис не обойдет стороной и Россию. Но ни объективные показатели, ни тревожные выводы специалистов правительством во внимание не принимались.
Прогнозы состояния российской экономики оставались радужными вплоть до конца лета 2008 г., хотя основные параметры финансового кризиса в США определились еще в 2007 г., а с мая 2008 года нерезиденты начали выводить свои активы из России. На конец 2008 г. эксперты ВТБ, одного из ведущих государственных банков РФ, прогнозировали значение индекса РТС на уровне 3000 пунктов. На 19 мая 2008 г. этот индекс достиг отметки в 2498,1 пункта, на 26 декабря — 644,5 пункта, снизившись на 74,2%. Масштаб ошибки таков, что можно говорить о полном несоответствии экспертов финансовой системы их служебным обязанностям.
Неоправданно оптимистическими были оценки состояния российской экономики, данные на ХII Международном Санкт-Петербургском экономическом форуме (6-8 июня 2008 г.) высшими должностными лицами. На пленарном заседании Форума президент Д.А.Медведев заявил: "В мире уже обозначились новые центры экономического развития. И Россия — это один из них, поэтому она намерена участвовать в формировании новых общих правил игры на мировом рынке. Поэтому уже в ближайшее время будет принят план превращения российской столицы в мировой финансовый центр, а рубля — в одну из ведущих резервных валют". Это было сказано за два месяца до начала обрушения российского фондового рынка.