Читаем без скачивания На Юго-Западном направлении, 1943-1945, Воспоминания командарма (Книга II) - Кирилл Москаленко
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Против них были выдвинуты переброшенные из полосы 2-го Украинского фронта 72-я и 168-я пехотные, 6-я и 17-я танковые дивизии. Кроме того, пленные подтвердили, что здесь находятся части 11-й танковой дивизии. Наконец, пленные, захваченные в районе Монастырище, показывали, что туда ожидалось прибытие 3-й танковой дивизии.
В том же донесении Жуков и Ватутин указывали, что всего противник имел в полосе фронта тридцать девять дивизий (вместе с вновь прибывшими), в том числе одиннадцать танковых и одну моторизованную. Из них на главном направлении, на участках 38-й и 40-й армий, он сосредоточил группировку из пяти-шести пехотных и семи танковых дивизий. Она насчитывала до 400 танков, что было, конечно, недостаточно для нанесения мощного контрудара в северном и северо-западном направлении. И хотя не исключалась возможность подхода дополнительных вражеских сил, задача имевшейся группировки, по мнению Г. К. Жукова и Н. Ф. Ватутина, заключалась в стремлении не допустить наши войска в Винницу, Жмеринку и Умань.
Ход событий подтвердил этот прогноз, основывавшийся на реальной оценке, в частности, состояния войск противника, несших невосполнимые потери. Только в Житомиреко-Бердичевской операции, продолжавшейся немногим более 20 дней, войска
1-го Украинского фронта разгромили восемь танковых дивизий из состава 1-й и 4-й немецких танковых армий.
В итоге операции войска фронта добились крупного успеха. Продвинувшись на глубину от 80 до 200 км, они почти полностью освободили Киевскую и Житомирскую области, а также ряд районов Винницкой и Ровенской областей. Нашим войскам, как отмечено, не удалось соединить левое крыло с 52-й армией
2-го Украинского фронта, но они еще больше нависли с севера над группой армий "Юг", а 27-я и 40-я армии глубоко охватили вражескую группировку, продолжавшую удерживать правый берег Днепра у Канева. Это обстоятельство создало важные предпосылки для проведения в дальнейшем Корсунь-Шевченковской операции.
V
Итак, успешно закончилась Житомирско-Бердичевская наступательная операция 1-го Украинского фронта. Она поставила противника в невыгодное, неустойчивое положение. Вражеское командование несомненно понимало, что советские войска готовятся к нанесению новых ударов, и стремилось, с одной стороны, снять угрозу своим коммуникациям и, с другой - оттянуть начало дальнейших наступательных операций Красной Армии, выиграть время для организации обороны с целью удержаться на Правобережной Украине до наступления весенней распутицы. Этим объяснялось и поспешное стягивание резервов, и попытки нанесения контрударов на шепетовском, винницком и уманском направлениях.
И вот, перейдя к обороне, наши войска отражали почти непрерывные атаки крупных танковых группировок противника.
Особенно тяжелые оборонительные бои шли в полосах 38-й и 40-й армий, где, как мы видели, противник сосредоточил наибольшие силы. Вражеские танки наступали на трех направлениях: в полосе 38-й армии на Липовец и Ильинцы, стремясь отбросить наши части на восток от Винницы, и в полосе 40-й армии из района Христиновки иа Монастырщину, Цыбулив с целью оттеснить советские войска за рубеж р. Горный Тикич, а также из района населенного пункта Виноград для ликвидации угрозы Звенигородке.
Почти все контратаки противника были отбиты с большими для него потерями. Продвинуться же ему удалось лишь на некоторых направлениях, да и то на считанные километры. Правда, 16 января в районе Звенигородки гитлеровцы заняли несколько населенных пунктов, но вскоре были контратакованы и отброшены.
После этого вражеское командование сосредоточило севернее Христиновки 6, 16 и 17-ю танковые, 34, 75 и 82-ю пехотные, а также 213-ю охранную дивизии, намереваясь оттеснить наши дивизии к северу. Но и эта крупная группировка, встретив решительное сопротивление, продвигалась крайне медленно, многие населенные пункты переходили из рук в руки по нескольку раз.
Натолкнувшись на стойкую оборону, противник в течение следующей недели не предпринимал активных действий. Накапливая силы для новых ударов, он продолжал подтягивать резервы и сосредоточивал их главным образом в полосах 38-й и 40-й армий. Наши войска в эти дни закреплялись на достигнутых рубежах. С обеих сторон велась разведка.
24 января гитлеровцы вновь перешли в наступление. В полосе 38-й армии они нанесли удар с рубежа Константиновка, Вахновка на участке 183-й стрелковой дивизии. Здесь противник наступал силами двух пехотных и двух танковых дивизий. Их действия поддерживала артиллерийская дивизия. В первой атаке, которой предшествовали налет 50-70 бомбардировщиков и артиллерийская подготовка, участвовало до трех пехотных полков и свыше 200 танков. Превосходящим силам врага, поддерживаемым с воздуха авиацией, совершившей до 700 самолето-вылетов, удалось к концу дня вклиниться в оборону дивизии на 7 км по фронту и на 5-6 км в глубину. Атаки продолжались и с наступлением темноты, а утром бои вновь приняли ожесточенный характер. Противник рвался в юго-восточном направлении, в тыл частям 17-го гвардейского стрелкового корпуса.
Навстречу этой вражеской группировке наступали в полосе 40-й армии три немецкие танковые дивизии. Нацеливая их удар в северо-западном направлении, на Лукашивку, вражеское командование стремилось таким образом срезать уманский выступ.
38-я армия совместно с частями 1-й танковой армии и 7-м гвардейским танковым корпусом 3-й гвардейской танковой армии в течение дня вела тяжелые бои с атакующими танками и пехотой.
К исходу дня 24 января противнику снова удалось продвинуться на юго-восток, обходя 17-й гвардейский стрелковый корпус с севера.
Наши основные усилия в дальнейшем были направлены на недопущение прорыва противника на север. Для осуществления этой задачи командующий фронтом вновь передал 1-ю танковую армию в оперативное подчинение 38-й армии, а один ее танковый корпус (11-й гвардейский) - 40-й армии.
Замечу, что у нее к тому времени в строю оставалось мало танков. Для усиления противодействия наступавшему врагу потребовались дополнительные меры. Тем более что, как выяснилось, часть сил, наступавших в полосе 38-й армии, в том числе танковая дивизия СС "Адольф Гитлер", была переброшена сюда из состава войск, противостоящих ранее 1-й гвардейской и 18-й армиям.
В связи с этим генерал Н. Ф. Ватутин приказал командующим правофланговыми армиями в ночь на 26 января, а также на следующее утро вести разведку боем с предварительной артиллерийской подготовкой для сковывания противника. Одновременно для отражения удара со стороны вражеской группировки на винницком направлении командующий фронтом передал в состав 38-й армии 70-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 7-й гвардейский танковый корпус 3-й гвардейской танковой армии и 9-ю истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду. Кроме того, 3-й танковый корпус 2-й танковой армии сосредоточивался в Погребище в готовности наступать на Вахновку или Плисков.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});