Категории
Самые читаемые

Читаем без скачивания Газета Завтра 876 (35 2010) - Газета Завтра

Читать онлайн Газета Завтра 876 (35 2010) - Газета Завтра

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
Перейти на страницу:

То же — в Латвии, где в конце 80-х годов было сформировано несколько достаточно современных индустриальных центров, которые после модернизации могли бы стать важными опорными точками европейской экономики, но они были уничтожены в первую очередь политиками, которые, откровенно говоря, на тот момент имели на руках американские паспорта. Впоследствии Латвия стала закладывать собственные земли банкам, повышая потребительские возможности своих граждан.

Сейчас всем этим странам приходится расплачиваться. Реальна ли ситуация, в которой они вновь начнут строить то, что так упорно разрушали в 90-е годы? Лично я в подобное не верю. Скорее всего, их всех поставят в положение своеобразных прихлебателей, которые впредь будут постоянно что-то выпрашивать, ходить на демонстрации. В итоге это приведёт к усилению если не идеологии социализма, то других национально-ориентированных идеологий, которые будут включать в себя в том числе и требования большей социальной справедливости, своеобразного социализма, говорящего от имени исторического субъекта. Я думаю, это один из самых серьёзных кризисов Евросоюза в ряду тех, которые развивались на наших глазах.

Наблюдая за тем, как бурно население Европы реагирует на малейшие изменения социальных условий, в глаза бросаются тишина и спокойствие на просторах России. Наш народ ориентирован на воспоминания о социальных благах и гарантиях Советского Союза. Эти взгляды достаточно консервативны. Наш народ перестал ощущать себя субъектом истории, единой нацией, вообще понятие народ — в значительной мере понятие социологическое, конечно, в меньшей степени, чем понятие население, социологическое с политическим подтекстом. Народ становится нацией, когда становится субъектом истории и движется в рамках проекта.

Но народ Российской Федерации возник не по собственной воле, его историческое положение не является следствием длительной борьбы народа Российской Федерации, к примеру, за отделение от Советского Союза. Однажды все эти люди проснулись и узнали, что, вопреки их чаяниям, вопреки их воле к модернизации, трансформации, которую обещал Горбачёв, они вдруг оказались в совсем другом государстве, которое напоминает, честно говоря, спешно организованную резервацию. Это государство никоим образом не совпадает с историческими чаяниями многогранной российской нации. А ощутить себя субъектом, действующим от имени чуждого нам проекта, опирающегося при этом на кастрированное понятие Российская Федерация, я думаю, психологически очень сложно.

Александр Проханов — Елена Драпеко

МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ

Александр ПРОХАНОВ. Когда заходит разговор о модернизации, обычно начинают говорить об инновациях в области промышленности и техники, о строительстве дорог, совершенствовании всевозможных технологий, в том числе социальных, в улучшении государственных институтов, таких как судопроизводство. Иногда говорят о модернизации общества в целом, об ускорении процессов формирования гражданского общества. Но никто не говорит о культуре. Отчего? Неужели культура занимает в современных модернизационных процессах периферийное место? Или же современные «прорабы модернизации» не видят или не распознают культуру как мощный инструмент воздействия на модернизационные процессы?

Елена ДРАПЕКО. Книги, спектакли, опера, наше русское прошлое полно примерами мощнейшего воздействия на общественное сознание. Чего стоит, например, создание русской национальной оперы, когда на сценах московских и петербургских оперных театров звучали «Борис Годунов», «Снегурочка», танцевали «Лебединое озеро», «Щелкунчик». Вся могучая кучка русских композиторов была тем гигантским инструментом, помогавшему русскому обществу переходить с одного духовного и культурного уровня на другой.

Теперь мы знаем, какое значение в ранние советские годы имели Книга, Кино, Спектакль, это целая эра. Постановка оптимистических трагедий Вишневского лучшими режиссёрами того времени, книги, с помощью которых стартовала советская власть, вся советская эра, удивительная авангардистская живопись Петрова-Водкина, Филонова, поразительная конструктивистская архитектура Мельникова, у которого учился весь белый свет.

Эпоха революционного порыва была сопряжена с появлением новых форм искусства. Искусство становилось частью нашего обновления и нашей революции.

Что такое книги и песни времен войны? Или такие спектакли, как «Русский вопрос»? Что такое песни Пахмутовой, сопровождавшие собой новый период освоения целины или наших таёжных дебрей? А как закрывалась советская эра? В период перестройки в свет вышли романы, которые закрывали советский период. «Белые одежды» Дудинцева, «Дети Арбата» Рыбакова, «Пожар» Распутина, «Печальный детектив» Астафьева. Всё это книги, завершавшие ворота советской эры, они играли огромную роль в ту бурную, восприимчивую к искусству пору.

В новые времена, когда изменилась идеология, радикально изменились представления о смысле человека, о типе общества, в котором этот человек действует, изменилась роль и функция искусства. Современный человек ориентируется не на подвиг, не на творчество, не на полёт, не на жертву, он ориентируется на комфорт, на потребление, на гедонизм. Лучшим человеком считается богатый, наиболее достойным — тот, кто сумел обеспечить комфорт и потребление, небожителями считаются наши миллиардеры и они создают вокруг себя культуру миллиардеров, их среду, искусство. Искусство развлечения, наслаждения, искусство, знаменующее все формы наслаждения, включая самые мучительные, изнурительные и декадентские, такие как наслаждение распадом, грехом. Вот одно из важнейших направлений современной либерально-буржуазной культуры.

Достоевский ввёл в обращение такую категорию, как подполье. Человек — это огромное, уходящие в глубину подполье, куда можно спускаться вплоть до самых тёмных глубин. Современная культура, в самых интенсивных и лучших своих проявлениях, спускается вниз по лестнице, она уходит в это подполье, спускается из области ума, сердца в область паха, желудка и ещё дальше, в самые инфернальные сферы, это продвижение к тьме может быть бесконечным. Отсюда и дух величайшего поражения человечества перед лицом брошенных ему вызовов.

Помимо человеческого подполья существует и уходящий бесконечно ввысь коридор, где человек, преображаясь, приобретает всё новые и новые способы постигать вселенную, небо, добро, Бога. Человек бесконечен в своём освоении добра и зла, тьмы и света. Может ли преображение нашего общества, улучшение его, избавление от страшных деформаций и пороков, основываться на культуры тьмы? Мне кажется, этот вопрос риторичен. Нет, конечно же, нет.

А.П. Что же делать, если сегодня хорошо продаётся страх, если сегодняшняя культура хорошо продаёт пороки, насилие? Нам говорят, что нельзя навязывать современному человеку какие-то не свойственные ему и не востребованные им формы культуры. Это есть насилие, отсутствие либерального подхода к явлениям культуры.

Е.Д. Вы же сами сказали, что страх предлагается на продажу, становится товаром, его рекламируют, его тотально навязывают; и все остальные формы культуры декаданса и распада не востребованы простым человеком, они ему навязаны. Человек воспитывается таким образом, чтобы стать потребителем порока, страха и самых отвратительных форм проявления человеческой личности.

Культурная политика в эпоху модернизации, на мой взгляд, должна сопровождаться ущемлением, а может быть, даже подавлением торговли пороками и грехом.

Каждый раз народный порыв, общенациональный подвиг, общенародное одоление беды сопровождалось появлением в русской культуре целых ансамблей книг, музыки, театральных произведений, восхитительных скульптурных творений. Русская классика — это хранилище удивительных духовных форм, в которых народ каждый раз одерживал победы над своими противниками, напастями и бедами. То же можно сказать о русской народной песне, о русском романсе, о русской классической музыке и классическом театре. Русская классика находится в загоне. Её почти не видно на телевизионных экранах, почти перестали звучать русская народная песня, русский романс и русская опера. Всё это заменили другие формы музыкального и драматического искусства, направленные на подавление, на изнурительное прозябание.

Я видела, как люди плачут во время концертов Хворостовского, исполнявшего русские народные песни и романсы. Наш зритель с наслаждением смотрит не исковерканные псевдоавангардом русские пьесы Островского, Толстого, Горького. Мне кажется, что в этот начинающийся модернизационный период в наш оборот должна вернуться русская классика, вновь должны зазвучать русские народные песни, романсы, вновь появится те классические произведения, которые способны оживить глубинные народные коды.

1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ... 21
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Газета Завтра 876 (35 2010) - Газета Завтра торрент бесплатно.
Комментарии