Читаем без скачивания Война на море (1939-1945) - Честер Нимиц
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Адмирал Какута еще до налета американцев выслал свою ударную группу на Датч-Харбор. Она появилась над островом в 16.00. В течение получаса японские самолеты бомбили остров и базу. Были подожжены новые склады горючего, в которых хранилось до 3000 т нефти. Кроме того, они нанесли повреждения старому кораблю "Нортуэстерн", который выбросился на берег, и сожгли пустой самолетный ангар. После этого самолеты .с авианосца "Дзунё", выйдя к району сбора у западной оконечности острова Уналашка, обнаружили здесь аэродром в тот момент, когда с него поднимались американские истребители, которые сбили четыре японских самолета.
Тем временем Какута получил сообщение о том, что операция против Мидуэя протекает с еще меньшим успехом, чем на Алеутах, Вскоре после этого он получил приказ адмирала Ямамото немедленно идти на соединение с основными силами флота. Однако Какута пришлось задержаться с выполнением приказа более чем на два часа, пока он не принял на борт все свои самолеты. Только после этого он взял курс на юг, чтобы соединиться с Нагумо. Однако к этому времени адмирал Ямамото по настоянию своего штаба изменил решение о высадке десанта на Алеутских островах и приказал продолжать выполнение ранее намеченного плана. Но вице-адмирал Хосогая, командующий северными силами, внес изменение в этот приказ. Он отказался от высадки десанта на острове Адах, потому что после обнаружения аэродрома противника на Умнаке, всего в 350 милях от Адаха, считал это слишком рискованным.
Вскоре после полудня 6 июня 1250 человек батальона японской морской пехоты высадились на острове Кыска, где они взяли в плен личный состав небольшой американской метеорологической станции. Ранним утром следующего дня армейский пехотный батальон в составе 1200 человек высадился на острове Атту, захватив 39 алеутов и одного американского миссионера с женой. Обо всем этом американцы узнали только 10 июня, когда их самолеты обнаружили на этих двух островах японские десанты.
Боевые действия у атолла Мидуэй (3-7 июня 1942 года)
Самолеты "Каталина", базирующиеся на Мидуэй, ежедневно на рассвете вылетали на разведку западного сектора, удаляясь от атолла иногда на 700 миль. Это было нужно для того, чтобы любые силы противника, находящиеся за пределами этого радиуса, не успели подойти к рубежу атаки раньше, чем их обнаружит разведка следующего дня. В последние дни мая и в первые дни июня этот сектор просматривался довольно надежно; только к северо-западу от атолла на расстоянии примерно 350 миль оставался непросматриваемый участок, что объяснялось плохой погодой, затруднявшей наблюдение.
Первое боевое соприкосновение с противником произошло утром 3 июня, когда патрульный самолет донес: "Вижу шесть крупных кораблей в строю кильватерной колонны в 700 милях к юго-западу от атолла". Американское командование сразу же сделало правильный вывод: по-видимому, это только часть японских сил. Основной удар японцев ожидался с северо-запада, поэтому американские авианосцы остались на своих позициях в 300 милях к северо-востоку от Мидуэя. Но на самом атолле все средства были приведены в боевую готовность. Не имея новых данных о противнике, командование после полудня подняло в воздух девять самолетов В-17. В 16.30 они атаковали японские корабли, но атака оказалась малоэффективной. Первая кровь в этом сражении пролилась лишь следующей ночью, когда четыре летающие лодки, оборудованные радиолокаторами, атаковали торпедами японский танкер, причинив ему легкие повреждения. Эти самолеты еще не успели вернуться на Мидуэй, как атолл подвергся атаке.
Как и предполагало американское командование, японские авианосцы приближались к Мидуэю с северо-запада, прикрываясь фронтом облачности и тумана. В 04.30 4 июня, за полчаса до восхода солнца, когда до атолла оставалось 240 миль, адмирал Нагумо бросил на Мидуэй атакующую группу в составе 108 самолетов, Число истребителей, бомбардировщиков и торпедоносцев в этой группе было почти одинаковым. Прекрасная видимость благоприятствовала налету. Юго-восточный ветер позволял поднимать самолеты с авианосцев, не меняя курса кораблей.
Между тем патрульные самолеты вылетели с Мидуэя, как всегда, в 04.15, а вслед за ними были подняты в воздух и бомбардировщики В-17, чтобы не позволить противнику захватить их врасплох на земле. В 05.45 летчик с "Каталины" открытым текстом донес: "Много самолетов идут курсом на Мидуэй, пеленг 340, расстояние 150 миль". Несколько минут спустя радиолокаторы на атолле засекли приближающиеся самолеты противника; до них оставалось 93 мили. Но откуда они летят и где находятся японские авианосцы - оставалось неясным. Ответ на этот вопрос пришел через две минуты после первого донесения. Тот же патрульный самолет "Каталина" доложил о двух авианосцах и сопровождающих их кораблях, находившихся на расстоянии 180 миль северо-западнее Мидуэя. Как выяснилось, расстояние было определено неверно: ошибка составила 40 миль в меньшую сторону. Именно эта ошибка и затруднила американским самолетам с авианосцев поиск японских кораблей. Самолеты В-17, уже находившиеся в воздухе, были тотчас же направлены на японские авианосцы, а самолеты авиации морской пехоты (четыре В-26 и шесть TBF), успевшие к этому времени прогреть моторы, были посланы им вдогонку,
Тем временем японские самолеты были уже на подходе к Мидуэю. Истребители морской пехоты встретили их в 30 милях от острова. Каждый истребитель смог лишь два-три раза атаковать бомбардировщики.
Остальное время все они отбивались от японских истребителей, которые по своим характеристикам намного превосходили американские. Зенитная артиллерия атолла открыла огонь сразу же, как только японские самолеты вошли в зону огня. Первая бомба упала в 06,30. Менее чем за полчаса все, что находилось на земле, было разрушено или повреждено; прямое попадание получила электростанция, загорелись топливные цистерны, был полностью разрушен самолетный ангар. Неповрежденной осталась только взлетная полоса. Когда все кончилось, американские истребители получили приказ вернуться на аэродром. Из 26 самолетов этот приказ выполнили только 10, да и из этих самолетов боеспособными оказались только два истребителя. Японцы потеряли всего шесть самолетов.
Самолеты, поднявшиеся с Мидуэя, провели налет на японские авианосцы с большой отвагой, но ввиду разрозненности и малочисленности сил эта атака оказалась малоэффективной. Однако она принесла известную пользу, ибо в самый критический момент отвлекла внимание японцев от атолла и не позволила им бросить в атаку всю свою авиацию.
Самолеты В-26 атаковали японские авианосцы в 07.00 на низкой высоте отдельными группами, но одновременно. Японские корабли поставили дымовую завесу и маневрировали, открыв сильный зенитный огонь и подняв истребители для перехвата американских самолетов. Американские самолеты не добились ни одного попадания. Из шести самолетов TBF и четырех В-26 было сбито соответственно пять и две машины; кроме того, были серьезно повреждены и вышли из строя и остальные три вернувшихся самолета.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});