Читаем без скачивания Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России - Геннадий Невельской
- Категория: Приключения / Путешествия и география
- Название: Подвиги русских морских офицеров на крайнем востоке России
- Автор: Геннадий Невельской
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В жизни человека необходима романтика. Именно она придает человеку божественные силы для путешествия по ту сторону обыденности. Это могучая пружина в человеческой душе, толкающая его на великие свершения.
Фритьоф НансенРедакционный советA. Н. Чилингаров (председатель)
B. А. Садовничий (заместитель председателя)
Н. Н. Дроздов
Г. В. Карпюк
A. Ф. Киселев
B. В. Козлов
В. П. Максаковский
Н. Д. Никандров
В. М. Песков
М. В. Рыжаков
A. Н. Сахаров
B. И. Сивоглазов
Е. И. Харитонова (ответственный секретарь)
А. О. Чубарьян
Издание составили и подготовили
Г. В. Карпюк, Е.И. Харитонова
Автор предисловия
В. П. Чичагов
Оформление
Л. П. Копачевой
И взовьется русский флаг!
На полярных морях и на южных,По изгибам зленных зыбей,Меж базальтовых скал и жемчужныхШелестят паруса кораблей.Быстрокрылых ведут капитаны, Открыватели новых земель,Для кого не страшны ураганы,Кто изведал мальстремы и мель.
Н. Гумилев. «Капитаны»«…Бывают люди, которые, может быть, помимо своей доброй воли, инстинктивно, славу и выгоды своего Отечества ставят выше личных выгод и собственного спокойствия; к таким именно патриотам принадлежал, бесспорно, Геннадий Иванович Невельской, в то время еще молодой капитан-лейтенант», — писал первый биограф Невельского А. К. Сиденснер в 1913 г. на празднованиях в честь столетия со дня рождения Г. И. Невельского.
О Геннадии Ивановиче Невельском написано много обстоятельных научных, научно-популярных и художественных работ, где ему даны сердечные характеристики; проведены исследования его деятельности и полученных им результатов. Поскольку неумолимое время приближает нас к его 200-летнему юбилею, он будет, должен праздноваться в 2013 г., представляется полезным напомнить современному читателю XXI в. об этом удивительном человеке, удачно сочетавшем в себе лучшие качества российского морского офицера — мореплавателя и гидрографа; о человеке непреклонной воли и могучей энергии, русском патриоте с чистой душой; о начальнике замечательной Амурской экспедиции 1850–1855 гг.
Спустя 100 лет после исследований Г. И. Невельского и его славных соратников, автору этих строк посчастливилось повторить многие из проложенных ими маршрутов, работая на Дальнем Востоке в 1956–1958 гг. в комплексной научной экспедиции того же названия — Амурской экспедиции Академии наук СССР.
Прежде всего заслуживает внимания вклад Г. И. Невельского и его экспедиции в выяснении основных черт строения рельефа Приамурья, начиная с ориентировки горных хребтов и направления крупных рек, о чем до середины XIX в. имелось смутное и во многом ошибочное представление. Основные вехи деятельности Г. И. Невельского автор считает позволительным дополнить личными воспоминаниями о природных особенностях открытых нашим героем мест Дальнего Востока в связи с невероятными трудностями, с которыми столкнулись Г. И. Невельской, его офицеры, матросы и казаки при проведении маршрутов в этом диком, полным опасностей, новом для русских крае с новым местным населением, новыми для них природными условиями и новыми испытаниями.
В истории Государства Российского есть немало героических, прославивших нашу Родину имен, внесших большой вклад в формирование нашей огромной страны, протянувшейся от Балтийского моря на западе до Тихого океана на востоке. Современные очертания России стали привычными настолько, что порой мы относимся к ним как к чему-то постоянному, данному издревле. Начать с того, что на протяжении последней тысячи лет на территории будущей России происходил сложный, насыщенный постоянными войнами и усобицами процесс завоевания, объединения земель, наращивания ее территории, поисков выхода в Европу и к Тихому океану. И в этом процессе был только один уникальный случай мирного, бескровного присоединения к России огромной территории Дальнего Востока без военных действий, без единого выстрела. Без крови и насилия. Без угнетения местных народностей. Знаменательное событие это произошло полтора века назад, в эпоху постоянных войн, в эпоху раздела мира крупными европейскими государствами, в эпоху создания картины мира, близкой к современной. Связано оно с двумя именами: капитана Г. И. Невельского (будущего адмирала) и губернатора Сибирского края Н. Н. Муравьева (будущего графа Муравьева-Амурского).
Геннадий Иванович Невельской родился в старинной дворянской семье, в усадьбе Дракино Солигаличского уезда Костромской губернии 23 ноября (5 декабря) 1813 г. В 90-е гг. ушедшего века автору довелось посетить это славное и памятное место, расположенное к юго-западу от г. Солигалича, и поклониться заросшим бурьяном следам усадьбы. Усадьбы, некогда пожалованной предку Невельских за спасение царя Алексея Михайловича на охоте.
Оставшись без отца в 10 лет, Невельской общался с семьей деда моряков Полозовых (деда и брата матери), где пробудился его интерес к морским путешествиям, к новым русским владениям в Северной Америке, к открытиям замечательных мореплавателей Лаперуза, Браутона и И. Ф. Крузенштерна на востоке Азии; особенно к устью Амура — великой и неизведанной реки. В 15 лет он поступает в Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге; в 1832 г. становится мичманом, а в 1836 г. заканчивает офицерские классы Морской академии.
Высокие патриотические устремления молодого моряка формировались в весьма благоприятной среде, прежде всего в той, в которой он получил образование. Вместе с ним окончили курс позже прославившие российский флот офицеры: Алексей Бутаков, Павел Козакевич, Александр Станюкович, Нил Зеленой, Михаил Елагин, Иван Назимов, Василий Соколов и др. Через год-два из корпуса были выпущены Павел Истомин, Феодосий Веселаго и Петр Козакевич.
В чине лейтенанта Г. И. Невельской начал морскую службу под флагом десятилетнего великого князя Константина и под командованием замечательного русского мореплавателя и ученого контр-адмирала Ф. П. Литке, назначенного императором воспитателем Константина. «Я имел счастье служить с Его Императорским высочеством с 1836 по 1846 год на фрегатах «Беллона» и «Аврора» и корабле «Ингерман-данд». В продолжение этого времени, 7 лет, был постоянным вахтенным лейтенантом Его высочества. При вооружении корабля «Ингерманданд» в Архангельске был помощником его высочества как старшего офицера. Во все время мы плавали под флагом Ф. П. Литке…» — вспоминал Г. И. Невельской незадолго до смерти. Плавания в Балтийском, Северном, Белом, Баренцевом и Средиземном морях и Атлантическом океане сформировали его как опытного моряка русской — головнинской морской школы (В. М. Головнин — дважды кругосветный мореплаватель, выдающийся воспитатель первоклассных моряков).
В 1846 г. Г. И. Невельской по личной просьбе был переведен на транспорт «Байкал», получивший назначение в Тихий океан для работы между поселком Аяном на материке, Петропавловском-Камчатским и Русской Америкой в целях обслуживания Русско-Американской компании.
В конце августа 1849 г. «Байкал» под командой капитан-лейтенанта Невельского прибыл в Петропавловск-Камчат-ский и незамедлительно приступил к изучению острова Сахалин, южного побережья Охотского моря и устья Амура, формально не имея на то права, так как утвержденной императором инструкции для проведения исследований в юго-за-падной части Охотского моря еще не получил. Невельской взял на себя всю ответственность за этот поход и предупредил об этом своих офицеров: «Будьте уверены, господа, что я никогда не вовлек бы вас в предприятие, которое сопровождалось бы для вас каким-либо риском. Я ваш начальник, и, повинуясь мне, вы исполняете только свою обязанность. Всю тяжелую ответственность пред престолом и Отечеством я принимаю на себя». Офицеры выразили командиру полную готовность послужить общему делу и дали слово держать все в тайне.
Ответственность эта была велика по ряду причин, прежде всего из-за возможного сурового наказания государем и остроты приобретавшего в ту эпоху Амурского вопроса. История Амурского вопроса начинается в XVI в. с дальних и трудных походов русских землепроходцев, совершивших беспримерный подвиг.
Землеходцы пришли босые,Топором прорубая путь.Не забудь их, моя Россия,Добрым именем помянуть, —
писал замечательный дальневосточный поэт Петр Комаров в стихотворении «На краю России».
После открытия русскими Василием Поярковым и Ерофеем Павловичем Хабаровым Амура на левом берегу реки были основаны несколько острогов, наиболее крупным из которых был героический город Албазин (на месте нынешнего села Албазино), выдержавший кровопролитные сражения с китайскими войсками. По Нерчинскому трактату русские были вынуждены уйти с Амура. Границей между Россией и Китаем был признан Хинган. Для уточнения границы намечалось организовать комиссию, но на протяжении полутора веков она так и не была созвана. Ни Китай, ни Россия не располагали тогда сколько-нибудь точными сведениями о географии Приамурья, и почти 200 лет этот огромный русский край был как бы ничейной территорией. Тем не менее этот регион привлекал внимание наиболее быстро развивавшихся Англии и Франции. Освоение русскими Сибири, возрастающая роль России в Азии, создание и функционирование Русской Америки и освоение ей бассейна Тихого океана — все это способствовало росту международного влияния Государства Российского, делало Амурский вопрос все более актуальным и вызывало обеспокоенность у наших европейских оппонентов.