Читаем без скачивания Героическая вера негероических людей. Часть 1 - Михаил Стефанович
- Категория: Проза / Русская современная проза
- Название: Героическая вера негероических людей. Часть 1
- Автор: Михаил Стефанович
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Героическая вера негероических людей
Часть 1
Михаил Стефанович
Иллюстратор Гюстав Доре
Дизайнер обложки Гюстав Доре
© Михаил Стефанович, 2017
© Гюстав Доре, иллюстрации, 2017
© Гюстав Доре, дизайн обложки, 2017
ISBN 978-5-4485-4626-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
ЭПИГРАФ
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший. И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как [много] звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние. Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд. Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их. Верою перешли они Чермное море, как по суше, – на что покусившись, Египтяне потонули.
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
(Евр.11:1—40).
ПРЕДИСЛОВИЕ
Почему я решил взяться за размышления именно над этой главой Слова Божьего? Почему решил просить вас посвятить этой главе не один вечер изучения и обсуждения, а значительно больше? Чем эта глава заинтересовала меня настолько, что я хочу заинтересовать вас? Конечно же, тем, что она говорит нам об одном из основных вопросов христианской жизни, как видимой практической, так и невидимой духовной, о вере. Или о героях веры? Или и о том, и о другом?
Различные уважаемые библейские комментарии дают этой главе различные названия: «Жизнь веры», «Торжество веры», «Сущность и свидетели веры», «Герои веры», привнося тем самым различные оттенки в более глубокое понимание библейского текста. Но все они сходятся в одном: как бы комментаторы ни называли 11ю главу Послания к евреям, Слово Божье говорит о вере. О её важности, о её содержании, о её результатах, о её примерах. И в самом сегодняшнем тексте мы видим, что вера не просто важна, а критически необходима, поскольку «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). И даже видим определение веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Но вот тут мы уже и сталкиваемся с разночтениями, приводящими порой к небезопасным заблуждениям.
Что такое «осуществление»? Например. У меня в голове созрел план по созданию табуретки. Или не у меня в голове, а я просто нашёл чей-то чертёж. Так вот, процесс, когда я от плана или чертежа перешёл к непосредственному воплощению столярного изделия в реальность и закончил его, и будет называться «осуществлением», по крайней мере, в русском языке. Или появилась у меня мечта развести герань в горшочках на подоконнике. И тогда процесс по покупке горшочков, удобрений, самой герани, всевозможных опрыскивателей и грабелек и будет как раз называться «осуществлением». Или есть у меня, к примеру, мечта, сделать результаты своих размышлений о жизни известными и доступными большему кругу людей, чем моя семья или наша домашняя церковь. Есть мечта донести их посредством книги. И для того, чтобы осуществить эту мечту, я фиксирую на бумаге в виде слов то, над чем размышляю, рассылаю запросы по различным издательствам, не сочтут ли они интересными и полезными эти мысли, молюсь, жду ответов, веду переговоры. В таком контексте к термину «осуществление» могут быть применены синонимы «реализация, исполнение, претворение в жизнь». Тогда, следуя такому пониманию, можно сделать вывод, что если «вера есть осуществление ожидаемого», то вера – есть набор действий и практических шагов по реализации того, что надеешься увидеть в конце начатого процесса. Тем более, что греческое слово elpizomenwn (элпидзоменон), переведённое в Синодальной Библии как «ожидаемое» имеет как раз такое значение «то, на что надеешься, уповаешь, рассчитываешь». И никакой мистики, никакой материализации мыслеформ, к учению о котором так близки сторонники так называемого «богословия позитивного исповедания». Вера – это то, что побуждает тебя к действиям по претворению в жизнь того, во что ты веришь. Вера – это сам набор действий по претворению в жизнь того, во что ты веришь. А где тогда место Богу в этом принципе?
Есть в таком толковании ещё одно слабое место. Греческое словосочетание «ипостасис прагматон», переведённое как «осуществление», не является каким-либо производным от глагола «осуществлять». А если нет глагола, то нет и действия. «Ипостасис» – сущность, «прагматон» – дело, вещь. И 1й стих можно было бы перевести следующим образом: вера – это признание того, что мы не видим, но на что рассчитываем, как бы уже реально существующим. То есть, назови «несуществующее, как существующее» и жди, когда оно воплотится. Просто повторяй как мантру «верю, верю, верю». Примерно так и учат сторонники уже упомянутого «богословия позитивного исповедания», не обращая внимания на то, что используемые ими вырезки из Рим.4:17, безжалостно выдранные из контекста, относятся не к вере человека, а к Богу, Который один только и может создавать что-то из ничего словом. Как же тогда понять, что такое вера?