Читаем без скачивания Эксперт № 05 (2014) - Эксперт Эксперт
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Тюменская область не единственная богатая нефтью. Однако здесь сформирована среда, которая заставляет компании оставлять деньги в регионе в виде инвестиций в основной капитал
Фото: РИА Новости
В Ростовской области главная точка роста — проекты, привязанные к чемпионату мира по футболу 2018 года: новый аэропорт Южный, стадион на 45 тыс. мест, новый мост, проекты в левобережной части Ростова. Условно весь этот раздел можно отнести к инженерно-транспортной инфраструктуре. Вторая явно растущая сфера — промышленность, а главное конкурентное преимущество здесь — индустриальные парки и сложившаяся на Дону система работы с теми, кто туда хочет зайти. Подавляющая часть инвесторов сегодня идут именно в индустриальные парки.
Нужно заметить, что Краснодарский край тоже очень хочет развивать промышленность: регион анонсирует создание сети промышленных кластеров в металло- и деревообработке, пищевой промышленности и виноделии. Наибольший потенциал на Кубани накоплен в сфере производства пищевых продуктов и стройматериалов. Для создания инфраструктуры промпарков регион принял программу «Развитие промышленности Краснодарского края и повышения ее конкурентоспособности на период 2014–2018 годов». Но это пока намерения.
Между тем для Ростовской области опережающий рост промышленности — реальность последних трех лет. Причем регион может бороться за размещение промпроизводств с наибольшей добавленной стоимостью. Речь идет о глубокой переработке сельхозпродукции, оборонке, машиностроении и станкостроении.
Таким образом, хорошая новость: в постолимпийский период мы получим не столько падение деловой активности на Юге страны, сколько смещение ее региональных центров.
Три драйвера
Конечно, некая вялость в экономике ЮФО в целом чувствуется. Однако наши собеседники считают, что у каждого сегмента экономики своя логика развития и в некоторых стагнации просто нет. В последние два года активный рост на Юге России демонстрирует нефтяной сектор. С нефтегазовой промышленностью и торговлей ее продукцией связано шесть компаний из первой десятки крупнейших компаний округа. И если два-три года назад они росли явно медленнее средних темпов роста по рейтингу, то теперь опережают их, порой значительно. Самый яркий пример — ООО «Нефтегазиндустрия», продемонстрировавшее в 2012 году рост на 70%. Основным активом компании является Афипский НПЗ. Сейчас «Нефтегазиндустрия» модернизирует нефтеперерабатывающие мощности и наряду со своей традиционной продукцией (экспортный бензин, дизельное топливо, мазут) в 2015 году планирует начать реализацию дизтоплива класса «Евро-5» и вакуумного газойля.
В базе крупнейших инвестпроектов ЮФО нефтянка укрепила позиции. Если в 2011 году отрасль занимала 30,4% от общей стоимости инвестпроектов Юга, то в 2013 году — уже 43%. По нашим подсчетам, сейчас в ЮФО в этой отрасли на различных стадиях реализации находится порядка 20 проектов на 1,2 трлн рублей. Основной из них — программа комплексного освоения месторождений северного Каспия, реализуемая ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть», стоимостью свыше 730 млрд рублей.
Челябинская область — настоящий аутсайдер Урала. Она так и не смогла перестроить свою промышленность и сегодня пребывает в полнейшем упадке
Фото: РИА Новости
В сфере инфраструктуры также осуществляется ряд крупных проектов. До 2020 года РЖД будет вести комплексную реконструкцию железной дороги в обход Краснодарского узла (бюджет — 2,68 млрд долларов). Компания «Союзресурс-Кубань» возводит комплекс по перевалке нефти и сжиженного газа (почти 900 млн долларов). Азово-Донское пароходство строит Ростовский универсальный порт (740 млн долларов). При этом на подходе крупные проекты северного транспортного обхода Астрахани (700 млн долларов) и аэропортового комплекса «Южный» в Ростовской области (955 млн долларов).
В рейтингах крупнейших компаний ЮФО увеличивается вес промышленности, которая в этом регионе была традиционно слаба. Только в 2013 году здесь появилось около 20 новых проектов в машиностроении, химической промышленности и металлургии.
Высокая динамика в машиностроении во многом объясняется выполнением гособоронзаказа. В частности, «Роствертол» за 2012 год увеличил доходы в полтора раза. Госпрограмма по закупке вертолетов у предприятия утверждена до 2020 года. В ближайшие годы доля госзаказа будет расти и у ОАО «ТАНТК им. Г. М. Бериева», производящего гидросамолеты.
Но рост есть и по направлениям, которые с оборонкой не связаны. Быстро растет Новочеркасский электровозостроительный завод, обеспеченный заказами РЖД. Армавирский завод тяжелого машиностроения за последние два года нарастил объемы с 8 до 20 млрд рублей благодаря производству вагонов. В Ростовской области московская группа МТЕ формирует станкостроительный кластер на базе Азовского завода КПА. ЗАО «Азовская судоверфь» создает современное судостроительное и судоремонтное предприятие за 6,3 млрд рублей. На перенос производства многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 в Таганрог будет потрачено 4,2 млрд рублей. В Армавире свыше 800 млн рублей вложат в строительство завода по производству дорожной техники и противогололедных материалов.
Химическая промышленность приросла пятью проектами в Ростовской области и одним — в Волгоградской. Только на строительство завода по производству этил-трет-бутилового эфира в Ростовской области потребуется 24 млрд рублей. Из восьми новых проектов в металлургии самый масштабный — металлургический мини-завод в Тихорецком районе Краснодарского края стоимостью почти 5 млрд рублей.
На Юге можно было бы ожидать также большой активности в АПК и пищевой промышленности. Действительно, новых проектов здесь десятки. Но, во-первых, их все же гораздо меньше, чем могло бы быть, чему поспособствовало присоединение к ВТО, — их даже меньше, чем в предыдущие два года. Во-вторых, они невелики. Есть одиночные яркие проекты типа производства пекинской утки мощностью 20 тыс. тонн в год, созданного группой «Евродон», а также первый на Юге России комплекс по глубокой переработке зерна стоимостью 205 млн долларов от компании «Донбиотех» и новая кондитерская фабрика «Мишкино» стоимостью 2,5 млрд рублей. Все три проекта осуществляются в Ростовской области.
Но пауза все же будет
И все-таки пауза в сфере привлечения инвестиций неизбежна. Если проанализировать сроки ввода в эксплуатацию заявленных к реализации инвестпроектов, получается интересная картина. За прошедший год сильно сократилось количество и совокупная стоимость тех из них, которые планируется завершить в ближайшие год-два, — в абсолютных цифрах с 17,5 до 13,7 млрд долларов. Снизилась и заявленная стоимость проектов, требующих для завершения еще трех-четырех лет, — с 35,4 до 24,7 млрд долларов. Фактически главной точкой роста инвестиционных планов являются намерения, для полного осуществления которых требуется пять и более лет, — сейчас на таковые приходится 47,7 млрд долларов. Иными словами, согласно этим цифрам, новая фаза всеми ощутимого роста в южнороссийской экономике наступит примерно в 2018 году. Для этого роста уже все готово.
Для региональных властей ключевой вопрос сегодня: как приблизить наступление этой фазы? Один из вариантов ответа: нужны деньги для нового поколения крупных проектов. В прошлом году Астраханская и Ростовская области нашли их — заключили соглашения о комплексном сотрудничестве с ВЭБом, согласно которому банк берется поддерживать в этих двух областях семь и около 20 проектов соответственно. По предварительной оценке, совокупный объем донских проектов, оговоренных в соглашении, составляет около 180 млрд рублей, астраханских — примерно 40 млрд. Уже обсуждается подписание аналогичного соглашения с Краснодарским краем.
Урал и Западная Сибирь: челябинский провал и тюменское чудо
В период умеренного посткризисного роста Урал, если вычислять среднее по макрорегиону, оказывается в самом сердце общероссийских тенденций. Он на среднестрановом уровне и по динамике развития экономического комплекса и социальной сферы, и по бюджетным вопросам. Эта ситуация нетипична — уральцы привыкли в своей динамике всегда чуть возвышаться над средним показателем по стране, а уральские территории кичились неофициальным званием регионов-доноров. К тому же уральская структура хозяйственного комплекса со средней по стране не совпадает. Во-первых, она более промышленно ориентирована (примерно в полтора раза), во-вторых, она в большей степени, чем страна в целом, ориентирована на экспорт. Однако последняя пятилетка стала стирать перечисленные особенности. Прежний донор, Челябинская область, вдруг оказался в числе территорий с самым проблемным бюджетом, многие промышленники поумерили международную экспансию, а производственный сектор сдает позиции под натиском сервисных и потребительских отраслей. Тут, впрочем, необходима оговорка: последнее — давняя тенденция, а не кризисное «нововведение».