Категории
Самые читаемые

Читаем без скачивания Эксперт № 05 (2014) - Эксперт Эксперт

Читать онлайн Эксперт № 05 (2014) - Эксперт Эксперт

Шрифт:

-
+

Интервал:

-
+

Закладка:

Сделать
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 27
Перейти на страницу:

Упала и не отжалась

Еще два года назад динамика выпуска промпродукции в Челябинской области соответствовала средней по Уралу. В 2011 году прирост в регионе составил 6,1%, на всем Урале — 6,7%. Но 2012 год область закончила с приростом менее 2%, а остальные территории прибавили свыше 4%. К концу 2013 года этот отрыв уменьшился, но, к сожалению, не по причине роста Южного Урала — притормозили соседи. При этом, говоря о посткризисном росте, не стоит забывать, что кризисное падение в Челябинской области было самым глубоким на Урале, а отскок — не самым мощным.

Какие отрасли определили отставание челябинской промышленности от остального Урала? Прежде всего системообразующая металлургия. Но сильно винить ее не стоит. Да, объемы производства в секторе прирастали меньшими темпами, чем по остальному Уралу, но все же прирастали. Хуже дела обстояли в двух других крупнейших отраслях Южного Урала — машиностроении и пищепроме: объемы производства здесь в 2012 году упали на 6,5–8%.

Есть изменения и в направлениях поставок продукции челябинских производителей — покупателями все чаще выступают внутренние рынки. В докризисные времена область была в числе наиболее экспорториентированных территорий Урала, соперничая со Средним Уралом. В 2009 году Южный Урал, как и все регионы, экстренно сократил поставки продукции на внешние рынки. Вот только за прошедшие три года область так и не восстановила потерянные объемы, тогда как Башкирия, Прикамье и Средний Урал сумели это сделать. Более того, в 2012 году она провалилась еще ниже кризисного дна — 2009 года.

Реинвестиции малыми дозами

Отраслевой основой хозяйственного комплекса Пермского края являются три направления: химия, нефтедобыча и нефтепереработка. Погоду в них определяют два холдинга: первое направление по большей части представлено объединенным «Уралкалием», а остальные — ЛУКОЙЛом. Суммарно на эти три отрасли приходится две трети промышленности края, а более 40% промышленной отгрузки области обеспечивают управляемые ЛУКОЙЛом активы.

Динамика производства минеральных удобрений предприятиями края имеет ломаную траекторию. Еще в кризис производители, уловив негативные веяния мирового рынка, сильно снизили объемы производства. Отчасти это была вынужденная мера из-за сжатия мирового спроса, который в принципе неэластичен и стабилен, так как имеет дело с долгосрочно растущим рынком продовольствия, отчасти — сознательное активное действие, чтобы приостановить обвал цен и подстегнуть их к росту образовавшимся дефицитом. Олигополия на рынке хлористого калия позволяет прикамским производителям диктовать свои условия. Позже, с конца 2009 года, производство калийных удобрений снова пошло в рост, за которым опять последовало сокращение поставок (большое влияние на заключение контрактов оказывают непрекращающиеся пертурбации в структуре собственности и менеджмента прикамских калийщиков).

А вот у нефтяных и нефтеперерабатывающих компаний динамика стабильная: ни кризисный обвал, ни посткризисный отскок, ни нынешний застой не влияют на объемы отгрузки заводов ЛУКОЙЛа. Именно поэтому, кстати, минувшую острую фазу кризиса Пермский край преодолел более или менее ровно.

Предприятия, представляющие эти важнейшие секторы пермской промышленности, сверхрентабельны что по уральским, что по общероссийским меркам. В результате Пермский край по абсолютным объемам сальдированного финансового результата региональной экономики в последние годы стабильно выше своих уральских соседей (и это притом, что он уступает им по размерам). Если же мерить областные прибыли в расчете на одного занятого в экономике, то Прикамье более чем в четыре раза опережает Челябинскую область, в два с половиной — Башкирию и почти вдвое — Свердловскую область.

Как отражаются эти высокие доходы системообразующих отраслей на развитии экономики края? Однозначного ответа нет, потому что влияние не так уж заметно. С одной стороны, в посткризисный период инвестиционный процесс в Прикамье — самый стабильный на Урале: прирост, хоть и небольшой, уверенно и без флуктуаций просматривается на всей ретроспективе. Однако, с другой стороны, общий объем вложений в основной капитал здесь один из самых маленьких из всех уральских территорий. Зарабатываемые высокие прибыли (в данном случае это по большей части ресурсная рента) в экономический комплекс территории не реинвестируются.

Выгоды разнообразия

С точки зрения функционирования реального сектора экономики Тюменская область (в рамках этой публикации — южная часть сложносоставного субъекта федерации, в который входят также ХМАО и ЯНАО) занимает промежуточное положение между двумя условными архетипами хозяйствования на Большом Урале. В Югре и на Ямале безраздельно царит нефтегаз, Тюмень — более разнородный «тяжелопромышленный» регион. Находясь на пересечении полей притяжения двух стереотипов, Тюмень, кажется, наследует сильные стороны и максимально уберегает себя от недостатков обоих: 18-процентный прирост промпроизводства как в 2012-м, так и под конец 2013 года — небывалый результат для всей страны.

Сердце промышленного производства Тюменской области, как и Югры, составляет нефтянка. Это обеспечивает региону стабильное экономическое существование несмотря ни на что. Однако Тюменская область обладает менее моноориентированным промышленным комплексом, чем Югра и ЯНАО. Агрокомплекс и пищевка, машиностроение и производство стройматериалов, металлургия — эти отрасли играют заметную роль в промышленности, поддерживаются региональным правительством и чувствуют себя вполне уверенно.

В результате сочетания стабильной нефтяной основы и ростков диверсификации (в первую очередь, конечно, в сфере нефтепереработки, а не машиностроения) в посткризисный период «умеренного роста» Тюменская область практически не тормозила. Регион уверенно обгоняет и сводных северных братьев, у которых продолжает падать отдача старых нефтегазовых скважин, и большинство промышленных регионов Урала.

Хозяйственный комплекс области не только развивается, но и прекрасно зарабатывает (это не тавтология: Пермский край, например, неплохо зарабатывая, признаков выхода из поглотившей его трясины стагнации не подает). Поэтому тюменская экономика любима инвесторами, финансовый пыл которых не охладил даже трудный 2009 год, что в экономической жизни Урала и Западной Сибири редкость. Средства перепадают и на долю жителей региона. Даже средние зарплаты в Тюменской области не чета средне- и предуральским, а уж мифы о нефтяном довольствии тюменцев гуляют по всей России. Поэтому, кстати, жилищное строительство — сфера, в которой Тюменская область вот уже много лет остается недосягаемым лидером на Урале и в Западной Сибири.

Уральский середняк

Свердловская промышленность имеет явно выраженную отраслевую основу — металлургические производства, но говорить о ее монопрофильности не стоит. На производителей труб, алюминия, меди и черных металлов в последнее время в области приходится около 45% промышленной отгрузки, причем эта доля постепенно снижается. Важно, что прежний примат индустриального типа хозяйствования на Среднем Урале в последние годы неуклонно обволакивается бурным ростом сервисного сектора. Эпицентр роста — агломерация Екатеринбурга.

В минувшую острую фазу финансово-экономического кризиса регион (вместе с Челябинской областью) стал одним из основных «страдальцев». Так, например, в первом квартале 2010 года сокращение объемов производства по стране в целом составило 14,9%, а в Свердловской области — 26,3% (в Челябинской — 28%). Такое падение всецело определяется структурой промышленности Среднего Урала. Во-первых, сразу сжались объемы продаж у ориентированных на экспорт металлургов. Следом съежилось машиностроение: на волне прежнего роста среди машиностроителей лучше всего себя чувствовали те, кто обслуживал инвестиционный заказ добывающих отраслей. Впрочем, с наступлением проблем на финансовых рынках он тоже быстро иссяк. Из кризисной ямы Свердловская область смогла выбраться быстро (чего Челябинская сделать не сумела). Большую часть периода «посткризисного умеренного роста» Свердловская область и вовсе развивалась быстрее всех в макрорегионе.

Рост Свердловской области, как и падение в острую фазу кризиса, в основном обеспечили металлургия и машиностроение. Особенно изменилась ситуация в машиностроении: теперь в галопирующий рост пошла оборонка, питающаяся не сырьевым спросом, а щедрым госзаказом. В посткризисный период в Свердловской области серьезно заявили о себе еще как минимум две отрасли второго эшелона: АПК-пищевка и производство стройматериалов. Пищевая промышленность в кризисный провал держалась стабильнее и увереннее большинства секторов экономики — спрос со стороны населения на продукты питания неэластичен. А среднеуральские производители стройматериалов в посткризисный период стали позиционироваться отдельно от местной строительной отрасли — крупным источником спроса на их продукцию стало строительство в Югре и на Ямале.

1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17 ... 27
Перейти на страницу:
На этой странице вы можете бесплатно скачать Эксперт № 05 (2014) - Эксперт Эксперт торрент бесплатно.
Комментарии