Читаем без скачивания Приключения 1969 - Виктор Егоров
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
И вот он в Испании. Так решили друзья покойного Касанеляса. Они хотели, чтобы юноша находился в гуще испанского народа, продолжал дело отца.
В Москве Рамон-младший собирал машины на конвейере автозавода. В Мадриде он мыл посуду в ресторанах, мостил улицы, в конце концов стал строительным рабочим.
И вот началась гражданская война, а за ней и интервенция немецких и итальянских фашистских войск.
В первые же ее дни Флорик, как ласково звала сына Маша, ушел на фронт защищать республику. Ему вручили новенький «гочкис», и Флорик сделался пулеметчиком.
Ему не исполнилось и семнадцати лет, когда он был тяжело ранен фашистским снайпером. Друзья вынесли Флорика с поля боя. Командование отправило его на лечение в Советский Союз. Здесь он быстро встал на ноги. Выздоровев, попросился в авиационное училище. Ведь его отец, эмигрировав в СССР, тоже изучил профессию пилота.
Через год Флорик за штурвалом бомбардировщика воевал в небе Испании.
А его мать в это время сражалась с фашистами на земле. Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский и генерал-полковник А. И. Родимцев в своих воспоминаниях рассказали о таком эпизоде. Это случилось в трудные дни, когда мятежники и интервенты остервенело рвались к столице Испании. Батальону республиканцев, оборонявшему важный участок фронта под Мадридом (это были анархисты, молодые, необстрелянные бойцы), почудилось, что атакуют фашистские танки. Началась паника. Батальон оставил позиции, стал отступать. Однако на пути отступавших оказалась Мария Фортус.
Она никогда не ругалась — ни раньше, ни после. Но в те секунды она такое выкрикнула в лицо паникерам, что те оцепенели.
Маша заставила их повернуть назад и возвратиться в окопы. С одним из них отправила записку к командованию. И вот уже на грузовиках спешит подкрепление. Его привел «генерал Петрович» — комдив К. А. Мерецков, ныне Маршал Советского Союза.
Вовремя подоспела помощь: почти тотчас фашисты начали сильную атаку. Но теперь она была не страшна.
Страница V. Игнасио Идальго де Сиснерос: «На следующий день в половине шестого вечера в моем номере в гостинице появился полковник в сопровождении переводчицы Марии Юлии Фортус — замечательного человека, которая работала со мной на протяжении почти двух лет в Испании и с которой меня связывала большая дружба. Полковник сказал, что ему поручено сопровождать меня… Войдя в комнату, я увидел И. В. Сталина…» («Меняю курс». Москва, Издательство политической литературы, 1967).
Мария Фортус прибыла в Советский Союз незадолго до этой встречи. Сложен и труден был путь на Родину. И всю дорогу ее одолевали думы о сыне. Она давно не имела вестей о Флорике, очень тревожилась. Поэтому, оказавшись в Москве, тотчас стала наводить справки.
— Рамон Касанеляс? — переспросил офицер управления кадров авиации, куда она обратилась с запросом. — Сын знаменитого испанца? Минуту! — И он стал сверяться с какими-то списками.
Маша видела, как лицо его стало суровым. Вот он нерешительно взглянул на посетительницу.
— Кем вы ему приходитесь?.. Ах знакомая его матери!.. Так вот, погиб Рамон Касанеляс-младший. Погиб геройски. Был сбит в воздушном бою.
Он еще что-то говорил, этот офицер. Но Маша уже не слышала.
Она долго стояла в коридоре, прислонившись к стене. Наконец удалось собраться с силами, направиться к выходу.
Несколько часов спустя Мария Фортус сидела в кремлевском кабинете И. В. Сталина и переводила беседу главы правительственной делегации республиканской Испании с руководителями Советского государства.
Шел большой, важный разговор. Были выслушаны и удовлетворены все просьбы посланцев героического испанского народа.
Беседа подходила к концу, когда де Сиснерос. указывая на переводчицу, попросил, чтобы «камарада русса» вернулась вместе с ними в Испанию.
И Мария в третий раз поехала в эту страну.
Она покинула Испанию в последние месяцы республики..
Она потеряла там мужа и своего единственного сына. Но она спасла многих других испанцев — в критический момент вывезла морем во Францию сотни бойцов-республиканцев, организовала отправку в Советский Союз испанских ребят, чьи родители сложили головы в битве против фашизма.
Боевые заслуги Марии Александровны Фортус в Испании отмечены орденом Ленина и орденом Красного Знамени.
Страница VI. «Товарищу Фортус Марии Александровне в память о 45-й годовщине со дня основания Военной академии имени М. В. Фрунзе. Начальник академии генерал армии П. А. Курочкин. 7 декабря 1963 года».
Это дарственная надпись на книге, изданной Военной ордена Ленина, Краснознаменной, ордена Суворова академией имени М. В. Фрунзе.
Называется книга «Рассказы о фрунзенцах» и состоит из очерков, посвященных двадцати воспитанникам академии. Среди них рассказы о таких выдающихся военачальниках, как Гай, Малиновский, Гречко, Конев, Бирюзов, Покрышкин… Тринадцатый очерк, под названием «Всегда в строю», — о Марии Фортус, единственной женщине, имя которой вписано в эту Книгу почета.
Мария стала слушательницей академии тотчас по возвращении из Испании и была определена на курс, которым руководил человек, известный в Испании под именем полковника Малино. То был Р. Я. Малиновский.
Старший лейтенант Фортус окончила академию, когда уже началась Великая Отечественная война. Ей был вручен диплом с отличием.
Ее первое назначение — начальником штаба женского авиационного полка. Работа явно не по душе. Маша забрасывает командование рапортами с просьбой направить ее в тыл противника.
И вот ее вызывают в Москву, представляют высокому худощавому человеку с внимательными глазами: «Знакомьтесь, это полковник Медведев».
Мария Фортус участвовала в формировании ядра знаменитого партизанского отряда, вместе с его командиром, штабными работниками и группой эмигрантов-испанцев спустилась на парашюте в глубоком гитлеровском тылу. Около года она была партийным руководителем медведевцев.
Потом возвращение на Большую землю, работа во фронтовой разведке.
Страница VII. Маршал Советского Союза С. С. Бирюзов: «Наш фронт славился своими разведчиками, действовавшими нередко в глубоком тылу врага. Среди них были женщины. Мне до сих пор помнятся некоторые из этих бесстрашных патриоток — Мария Фортус, Лина Абрамсон, Мария Коренная, Наталья Быстрова» («Советский солдат на Балканах». Москва, Воениздат, 1963).
Фронт готовится к наступлению. Это особенно горячая пора для разведки: командование должно во всех деталях знать о том, что творится в тылу противника.