Читаем без скачивания Приключения 1969 - Виктор Егоров
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Да, подвиг «Тани» — Зои Космодемьянской — стал примером для нашей молодежи, для молодежи всего мира. Ее имя навечно вписано в историю комсомола. 16 февраля 1942 года славной дочери Родины было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
В те же дни, когда ушла в тыл врага группа, в которой была Зоя Космодемьянская, получила боевое задание и молодежная группа особого назначения под командованием Григория Соколова. Прочитайте список этой группы. Большинство — девушки, все — комсомолки.
Вера Волошина, сибирячка из города Кемерово, в 1940 году приехала в Москву, поступила в институт торговли. Грянула война. Со строительства окопов на рубежах обороны столицы Вера писала родным: «Наверное, беспокоитесь обо мне? Ничего страшного! Как и все комсомольцы Москвы, мы делали укрепления».
Но комсомолке хотелось в то грозное время сделать еще больше. И вот она в разведгруппе. На первое задание она ушла 21 октября. Группа действовала в районе станции Завидово, собирала сведения о противнике, минировала дороги, взрывала мосты и переправы, нарушала линии связи, из засад нападала на гитлеровцев.
Ровно через месяц группа ушла за линию фронта во второй раз. Во время одной из операций разведчики были обнаружены фашистами. В бою Вера была тяжело ранена. Гитлеровцы схватили ее и казнили.
Ныне в родном городе Веры Волошиной ее именем названа улица, ее имя носит школа, где воспитывалась юная патриотка. В институте, где она начинала учебу, открыт посвященный ей музей, и ежегодно 30 сентября — в день рождения Веры — студенты собираются на торжественную линейку. Первой в списке — навечно — фамилия Веры.
Настя Звездина, секретарь подпольного райкома.
В девятом классе Настя увлеклась авиацией. Ее героинями стали Валентина Гризодубова. Марина Раскова, Полина Осипенко. В родном Олонце, маленьком карельском городке, построена парашютная вышка. Настя первой прыгает с нее. Летчик должен быть смелым, сильным, умелым. Настя занимается легкой атлетикой, становится чемпионкой района по лыжному спорту, учится метко стрелять.
Окончена школа. Настя работает литсотрудником в районной газете. Вскоре молодежь выбирает ее в райком комсомола. В канун войны она становится вторым секретарем райкома.
22 июня. Олонец совсем недалеко от границы. Юноши во главе с первым секретарем райкома уходят в истребительный батальон. Настя возглавляет работу всей районной комсомольской организации: нужно успеть убрать урожай в прифронтовых колхозах, нужно организовать сандружину из девчат. Фронт приближается. Нужно успеть эвакуировать на восток людей, имущество. Одной из последних Настя Звездина покидает Олонец. «Ничего, скоро вернемся!» Думала ли она, что вернется сюда так скоро?..
Школа разведчиков в маленьком городке. Напряженная учеба. И вот, наконец, задание: в составе разведгруппы пробраться в Олонецкий район. Звездина назначается секретарем подпольного райкома комсомола. Ей надо поднять молодежь на борьбу против оккупантов и одновременно выполнять задания разведцентра.
Настя горда порученным ей заданием.
В конце июля 1942 года Настя Звездина вместе с группой других разведчиков была переброшена через линию фронта, в тыл врага.
Настя быстро установила связь с патриотами, организовала в селах подпольные группы, которые стали распространять сводки Совинформбюро. собирать сведения о фашистских войсках. С помощью Оли Филипповой, в прошлом учительницы из Ухты, ставшей радисткой, Настя передавала важные донесения в Центр. Группы, созданные Настей, приступили к диверсиям: на станции Салми подорвали вражеский эшелон с авиабомбами и горючим, подожгли Ильинский лесозавод.
Настя Звездина в условленный день явилась в дом лесника на встречу со своим командиром. Оказалось, ее уже поджидали здесь фашисты.
Накануне казни Насте удалось передать записку из гитлеровского застенка: «Пусть меня расстреляют, но еще останутся сотни, тысячи, миллионы таких, как я. Они отомстят за кровь моего народа. Да, отомстят. Не сомневайтесь, настанет такой день, и опять засияет солнце счастливой жизни».
17 февраля 1943 года Настя Звездина — отважная разведчица и секретарь подпольного райкома — была казнена оккупантами.
Народ помнит и чтит память о своей верной дочери, отдавшей жизнь за Отчизну, за счастье своего народа.
Четырнадцать раз ходил в тыл врага командир взвода разведки гвардии старший сержант Иван Зайцев. А это значит: только линию фронта он пересекал двадцать восемь раз. Туда и обратно, через минные поля, под слепящими вспышками ракет, под свистящими и светящимися цепями трассирующих пуль.
Из самых невероятных ситуаций, из неравных схваток Иван выходил победителем. Однажды во время штурма высоты с четырех сторон подступили к нему враги: «Рус, сдавайся!» Гранатой он уложил двоих. Пистолет, а затем и нож решили судьбу остальных. Зайцев бросился к блиндажу, откуда строчил вражеский пулемет. Пошла в ход еще одна граната. Расчет уничтожен. А фашистский пулемет уже повернут на сто восемьдесят градусов и поливает свинцом оккупантов.
Поистине высокое командирское мастерство проявил старший сержант Зайцев в Померанско-Гдыньской операции, при взятии города Лауэнбург. Быстро оценив обстановку, Иван разбил свой взвод на штурмовые группы и две из них бросил в обход противника. В ожесточенном огневом бою, зажатый с трех сторон, десятикратно превосходящий по численности противник сдался.
«ПРОЧТИ И ПЕРЕДАЙ ТОВАРИЩУ»Бережно хранятся в фондах Центрального музея Вооруженных Сил СССР эти листовки, которые в дни Великой Отечественной войны переходили из одних солдатских рук в другие. Их читали в перерывах между боями, на коротких привалах, в землянках. Эти бесхитростные рассказы-документы учили молодых воинов искусству борьбы с ненавистным врагом.
Вот один из боевых листков, посвященный разведчику Южного фронта Владимиру Привольневу. Как-то Владимир вместе со своими храбрецами пробрался в село, где были фашисты. Разведчики зашли в крайний дом. Старик колхозник сообщил, что в одной из хат расположились гитлеровцы. Около хаты стоит машина. Решение созрело мгновенно. Разведчики заскочили в дом. Схватили двух немцев, посадили в машину и приказали шоферу ехать. Так, на трофейной машине, они привезли в часть двух «языков». Два ордена Красного Знамени и орден Красной Звезды украсили грудь гвардии старшего сержанта.