Читаем без скачивания Том 4. Поэмы 1855-1877 - Николай Некрасов
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Губернатор
Живут? Но молодость своюПрипомните… дитя!Здесь мать — водицей снеговой,Родив, омоет дочь,Малютку грозной бури войБаюкает всю ночь,А будит дикий зверь, рычаБлиз хижины лесной,Да пурга, бешено стучаВ окно, как домовой.С глухих лесов, с пустынных рекСбирая дань свою,Окреп туземный человекС природою в бою,А вы?..
Княгиня
Пусть смерть мне суждена —Мне нечего жалеть!..Я еду! еду! я должнаБлиз мужа умереть.
Губернатор
Да, вы умрете, но сперваИзмучите того,Чья безвозвратно головаПогибла. Для негоПрошу: не ездите туда!Сноснее одному,Устав от тяжкого труда,Прийти в свою тюрьму,Прийти — и лечь на голый полИ с черствым сухаремЗаснуть… а добрый сон пришел —И узник стал царем!Летя мечтой к родным, к друзьям,Увидя вас самих,Проснется он, к дневным трудамИ бодр, и сердцем тих,А с вами?.. с вами не знаватьЕму счастливых грез,В себе он будет сознаватьПричину ваших слез.
Княгиня
Ах!.. Эти речи поберечьВам лучше для других.Всем вашим пыткам не извлечьСлезу из глаз моих!Покинув родину, друзей,Любимого отца,Приняв обет в душе моейИсполнить до концаМой долг, — я слез не принесуВ проклятую тюрьму —Я гордость, гордость в нем спасу,Я силы дам ему!Презренье к нашим палачам,Сознанье правотыОпорой верной будет нам.
Губернатор
Прекрасные мечты!Но их достанет на пять дней.Не век же вам грустить?Поверьте совести моей,Захочется вам жить.Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,Нужда и вечный гнет,А там балы, блестящий двор,Свобода и почет.Как знать? Быть может, бог судил…Понравится другой,Закон вас права не лишил…
Княгиня
Молчите!.. Боже мой!..
Губернатор
Да, откровенно говорю,Вернитесь лучше в свет.
Княгиня
Благодарю, благодарюЗа добрый ваш совет!И прежде был там рай земной,А нынче этот райСвоей заботливой рукойРасчистил Николай.Там люди заживо гниют —Ходячие гробы,Мужчины — сборище Иуд,А женщины — рабы.Что там найду я? Ханжество,Поруганную честь,Нахальной дряни торжествоИ подленькую месть.Нет, в этот вырубленный лесМеня не заманят,Где были дубы до небес,А ныне пни торчат!Вернуться? жить среди клевет,Пустых и темных дел?..Там места нет, там друга нетТому, кто раз прозрел!Нет, нет, я видеть не хочуПродажных и тупых,Не покажусь я палачуСвободных и святых.Забыть того, кто нас любил,Вернуться — всё простя?
Губернатор
Но он же вас не пощадил?Подумайте, дитя:О ком тоска? к кому любовь?
Княгиня
Молчите, генерал!
Губернатор
Когда б не доблестная кровьТекла в вас — я б молчал.Но если рветесь вы вперед,Не веря ничему,Быть может, гордость вас спасет…Достались вы емуС богатством, с именем, с умом,С доверчивой душой,А он, не думая о том,Что станется с женой,Увлекся призраком пустымИ — вот его судьба!..И что ж?.. бежите вы за ним,Как жалкая раба!
Княгиня
Нет! я не жалкая раба,Я женщина, жена!Пускай горька моя судьба —Я буду ей верна!О, если б он меня забылДля женщины другой,В моей душе достало б силНе быть его рабой!Но знаю: к родине любовьСоперница моя,И если б нужно было, вновьЕму простила б я!..
* * *Княгиня кончила… МолчалУпрямый старичок.«Ну что ж? Велите, генерал,Готовить мой возок?»Не отвечая на вопрос,Смотрел он долго в пол,Потом в раздумьи произнес:«До завтра» — и ушел…
* * *Назавтра тот же разговор,Просил и убеждал,Но получил опять отпорПочтенный генерал.Все убежденья истощивИ выбившись из сил,Он долго, важен, молчалив,По комнате ходилИ наконец сказал: «Быть так!Вас не спасешь, увы!..Но знайте: сделав этот шаг,Всего лишитесь вы!..»
— «Да что же мне еще терять?»
— «За мужем поскакав,Вы отреченье подписатьДолжны от ваших прав!»
Старик эффектно замолчал,От этих страшных словОн, очевидно, пользы ждал,Но был ответ таков:«У вас седая голова,А вы еще дитя!Вам наши кажутся праваПравами — не шутя.Нет! ими я не дорожу,Возьмите их скорей!Где отреченье? Подпишу!И живо — лошадей!..»
Губернатор
Бумагу эту подписать!Да что вы?.. Боже мой!Ведь это значит нищей статьИ женщиной простой!Всему вы скажите прости,Что вам дано отцом,Что по наследству перейтиДолжно бы к вам потом!Права имущества, праваДворянства потерять!Нет, вы подумайте сперва —Зайду я к вам опять!..
* * *Ушел и не был целый день…Когда спустилась тьма,Княгиня, слабая как тень,Пошла к нему сама.Ее не принял генерал:Хворает тяжело…Пять дней, покуда он хворал,Мучительных прошло,А на шестой пришел он самИ круто молвил ей:«Я отпустить не вправе вам,Княгиня, лошадей!Вас по этапу поведутС конвоем…»
Княгиня
Боже мой!Но так ведь месяцы пройдутВ дороге?..
Губернатор
Да, веснойВ Нерчинск придете, если васДорога не убьет.Навряд версты четыре в часЗакованный идет;Посередине дня — привал,С закатом дня — ночлег,А ураган в степи застал —Закапывайся в снег!Да-с, промедленьям нет числа,Иной упал, ослаб…
Княгиня
Не хорошо я поняла —Что значит ваш этап?
Губернатор
Под караулом казаковС оружием в руках,Этапом водим мы воровИ каторжных в цепях,Они дорогою шалят,Того гляди сбегут,Так их канатом прикрутятДруг к другу — и ведутТрудненек путь! Да вот-с каков:Отправится пятьсот,А до нерчинских рудниковИ трети не дойдет!Они как мухи мрут в пути,Особенно зимой…И вам, княгиня, так идти?..Вернитесь-ка домой!
Княгиня
О нет! я этого ждала…Но вы, но вы… злодей!..Неделя целая прошла…Нет сердца у людей!Зачем бы разом не сказать?..Уж я бы шла давно…Велите ж партию сбирать —Иду! мне всё равно!..
* * *«Нет! вы поедете!.. — вскричалНежданно старый генерал,Закрыв рукой глаза. —Как я вас мучил… Боже мой!..(Из-под руки на ус седойСкатилася слеза.)Простите! да, я мучил вас,Но мучился и сам,Но строгий я имел приказПреграды ставить вам!И разве их не ставил я?Я делал всё, что мог,Перед царем душа мояЧиста, свидетель бог!Острожным жестким сухаремИ жизнью взаперти,Позором, ужасом, трудомЭтапного путиЯ вас старался напугать.Не испугались вы!И хоть бы мне не удержатьНа плечах головы,Я не могу, я не хочуТиранить больше вас…Я вас в три дня туда домчу…»
Отворяя дверь, кричит