Читаем без скачивания Воспоминания (1865–1904) - Владимир Джунковский
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Весь сентябрь месяц я усиленно работал по домам трезвости, Цеймерн постоянно отлучался и большую часть времени проводил в г. Владимире, а между тем в это время готовился к открытию новый народный дом на Долгоруковской улице, где попечительство арендовало на 10 лет владение А. И. Золотарского и одновременно с арендой заключило и запродажную запись, обязывавшую владельца не позднее конца 1906 года, в случае желания попечительства, продать ему арендуемое владение по цене не дороже 250 000 рублей. Новый народный дом, помимо столовой и чайной, библиотеки и читальни, вмещал в себя еще зрительный зал с театром для оперных и драматических представлений и сад для летних развлечений. В зале размещалось до 1000 зрителей, в саду на гуляньях могло присутствовать несколько тысяч одновременно.
11-го октября состоялось открытие этого нового учреждения в присутствии их высочеств. Народный дом этот занял первое место среди всех учреждений попечительства и очень быстро приобрел доверие масс.
Вокруг него раскинуто было масса фабрик, заводов, и потому главным образом посетители были из рабочих с этих фабрик и заводов, так рабочие конфетной фабрики «Реномэ», где их было свыше 500 человек, едва открылся народный дом, почти в полном составе стали ежедневно являться к обеду, среди них было много девочек-подростков, которым и отвели затем отдельную комнату.
Порядок, за редким исключением, соблюдался полный как в этом доме, так и во всех остальных наших учреждениях. На это было обращено особое внимание. Во многом, да пожалуй, и главным образом, поддержание его зависело от умелого, проникнутого долгом, сознательного отношения к посетителям наших служащих: распорядителей, швейцаров, половых; в особенности первых и последних, как более всего соприкасавшихся с народом. То же надо сказать и про буфетчика – он мог неряшливо отпустить что-либо из буфета, про повара, который мог невкусно приготовить кушанье, и других служащих, имевших – каждый по своим обязанностям – прямое отношение к посетителю. <…>[659]
Кроме этого вновь открытого учреждения, в течение 1904 года были открыты осенью, взамен воскресных школ при читальнях Даниловского и Александровского народных домов, воскресные школы в Дорогомиловском и во вновь открытом Долгоруковском народных домах.
Кроме того, в Садовниках при читальне народной чайной, были открыты вечерние курсы рисования и черчения, а при Миусском промышленном училище в память императора Александра II и Учительском институте – вечерние образовательные курсы для взрослых.
Организацию этих курсов и заведование ими временно приняли на себя член комитета, заведовавшая отделом читален и библиотек попечительства, М. А. Сабашникова. Число платных библиотек с выдачей книг на дом увеличилось на одну – была открыта новая, вполне оборудованная библиотека в лечебнице для алкоголиков.
Число аудиторий для народного чтения во втором полугодии увеличилось двумя – в народных домах на Долгоруковской улице и Бутырках. В Сухаревском народном доме аудитория переведена была из читальни во вновь устроенный зал в столовой, а Грузинская аудитория, за окончанием срока контракта, была упразднена с 1-го октября.
Во всех читальнях в 1904 году была принята новая система записи читателей. Заявления каждого лица, пожелавшего читать, записывались на карту, причем отмечались его занятия, возраст и образовательный ценз, а в течение года – и все, что он читал. Таким образом, во всякое время можно было видеть, кто и что читает.
Статистические эти данные дали следующие цифры – посещаемость мужчин превысила в 100 раз посещаемость женщин. Из книг наибольший спрос пал на словесность, затем на периодические издания, историю, духовно-нравственные книги, наименьший – на медицину. Состав подписчиков в библиотеках для выдачи книг на дом был почти одинаков с составом читателей в бесплатных читальнях, наибольший % дали, окончившие городские училища – 34 %, затем сельские – 25 %, средние учебные заведения – 17 %, высшие всего – 1 %, да оно и понятно, т. к. наши учреждения предназначались для чисто городского населения.
Преследуя в читальнях просветительные цели внешкольного образования, попечительство стремилось удовлетворить и другие запросы народа – запросы на школьное образование взрослых.
Открытые осенью 1903 года, переполненные воскресные школы показали, на какую большую нужду в народном образовании они отвечали. Две вновь открытые осенью этого года, школы в Дорогомилове и у Спасской заставы также быстро заполнились желающими учиться. Этим годом был всюду большой наплыв неграмотных. Они оказались самыми прилежными учениками. Сознание необходимости уметь читать и писать заставило их сосредотачиваться на изучении грамоты. С удивительной выдержкой посещали они воскресную школу и с изумительным терпением занимались по несколько часов сряду.
Явилось и много лиц малограмотных, самоучек, или лиц, побывавших когда-то в сельской школе. Они приносили в воскресную школу требования несколько выше неграмотных. Они стремились постичь правописание, особенно любили грамматику и очень интересовались объяснительным чтением. Кроме новых сведений, которые они черпали из статей, прочитываемых под руководством учителя, они научались относиться к чтению гораздо сознательнее.
Уроки в воскресных школах, очевидно, настолько удовлетворяли насущной потребности народа в начальном образовании, что большинство учеников в тех школах, которые существовали второй год, ходили и этим годом. Но, кроме того, с осени пришло много новых. Так как прием в воскресную школу происходил постоянно, то как только выбывали ученики, их уже замещали новые. Прилив и отлив в воскресной школе бывал в течение всего учебного года, кроме, конечно, постоянных учеников. Вести воскресную школу и нельзя было иначе, как принимая постоянно желающих учиться.
Учение взрослых сопряжено было со столькими неудобствами для них по недостатку досуга, которым они располагали, и с таким напряжением душевных сил, что нельзя было удивляться нерегулярности посещений их. Прежде всего в учении взрослых большую роль играло количество свободного времени, которым они пользовались даже в воскресенье. Ремесленники с осени обыкновенно ходили очень регулярно; ближе к Рождеству почти не могли ходить, потому что работали в воскресенье, а потом уезжали на родину в деревню. Эта зависимость от количества работы и отъезда в деревню обусловливали обыкновенно прилив и отлив учащихся.
В течение первого полугодия 1904 г. хорошо грамотные ученики воскресной школы, которые посещали ее в целях дальнейшего образования, но уже нуждавшиеся в уроках по предметам, не входивших в курс начальной школы, выражали желание учиться географии, физике, истории и русской словесности. Те из них, которые, по занятиям своим, располагали свободными вечерами, просили устроить вечерние классы. Устройство таких классов по расширенной программе явилось бы естественным продолжением уроков воскресной школы и как бы второй ступенью в народном образовании.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});