Читаем без скачивания Газета Завтра 981 (38 2012) - Газета Завтра Газета
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Обращению в «малый народ» и соответствующим сближениям способствовали, конечно, неизбежные эсхатологическо-мессианские чаяния, особенно у крайних безпоповских согласов, прежде всего бегунов и отчасти спасовцев, но также и у поморского соглавия, где, в виду допустимости браков, они приобретали некоторые «протестантские» оттенки. «Зде града не имамы» - эти слова в радикальном старообрядчестве особо актуальны и действительно сближают его с первохристианством, с доконстантиновой «керигмой», а, следовательно, с историческим «малым народом». Разумеется, на этой почве возникали сближения с «левизной», но связаны ли они были собственно с «древлим благочестием», тем более собственно с дораскольной Русью, или все же представляли – и представляют - из себя нечто иное, более того, прямо Руси противоположное и враждебное ?
“Чаяние грядущего» - важнейшая черта «малого народа». С другой стороны, «Царство Небесное внутрь вас есть» - мироощение именно народа «большого». В Евангелии есть и то, и другое.
Важнейшая составная древлеправославного богослужения: подход к поклонной иконе парами со словами «Христос посреде нас». «По-новому» это произносится только духовенством в алтаре.
Антимонархизм ?
Проницательный, но, скажем так, весьма своеобразный, автор «Безконечного тупика» ( sic! ) Д. Е. Галковский пишет : «Старообрядчество – это разновидность христианства. Сама по себе христианская церковь вненациональна. Те или иные национальные церкви могут поддерживаться государством и приобретать националистический оттенок. Например, англиканство, французский католицизм, русское православие. Но старообрядчество всегда испытывало гонения от государства. С точки зрения раскольников, русский царь – это антихрист, а русские, исповедующие официальное православие, – зловредные еретики. Еретики номер один гораздо опаснее, чем католики, протестанты или даже мусульмане. То есть старообрядчество – это антирусская космополитическая секта. Ничего специфически русского, кроме исторически сложившегося контингента, в этой секте нет. В принципе раскольником может быть и китаец, и негр. А вот русскому монархисту путь в раскольники был заказан» ( http://www.staropomor.ru/nikon(8)/galkovskiy.html )
В этой посылке есть точные наблюдения, но многое намешано до такой степени, что в конечном счете дезориентирует. Старообрядчество не только как антимонархизм, но и вообще как «антирусская секта», если угодно, именно как «малый народ» вообще одна из главных – и любимых - тем Дмитрия Евгеньевича. Так сказать, его соло. Основанное на… Чуть выше мы увидим, на чем.
Недавно некто бывший «опричный царебожник», а ныне «христианский феминист» задал автору этих строк высокопарный вопрос: “неплохо было бы определиться, с кем он: с любителями древлего благочестия, осуждающими никониан, или с Победоносцевым, который всячески способствовал ужесточению репрессий против старообрядцев. И разве Христос древлего благочестия – это Христос Победоносцева?»( http://pravaya.ru/leftright/472/22795 ) Собственно говоря, отвечать некому( тем более если филолог путает «ревнителей» с «любителями» ), но сама тема, увы, существует. Причем у некоторых авторов она ведома и сама ведет куда дальше. «И Владимир Ильич, и Надежда Константиновна принадлежали к какой-то общине староверов, которая их содержала, подготавливая к войне с Романовыми».- пишет Татьяна Щербакова ( «Староверы Ульяновы» , http://www.proza.ru/2011/10/30/695 ) Курьез ? И да, и нет. А «нет» потому, что это итог трехсотлетних заигрываний с людьми древлего благочестия ( именно с людьми, а не с ним самим) самых разных, в том числе откровенно подрывных и антирусских, политических сил.
Не будем особо упрекать лично Татьяну Щербакову, путающаю старообрядцев, «евангелистов» и хлыстов-скопцов, никакого отношения друг ко другу не имеющих. Тем более, что далеко не все в ее работе неверно. В частности, предположения о британских и еврейских источниках капитала некоторых купеческих родов заслуживают внимания. Но иные посылы порой абсурдны. Например , о том, что «в 1905 году раскольники провели такой крестный ход, который стал началом падения династии Романовых». При этом «вел этот крестный ход поп Гапон, толстовец и приверженец отсоединения Украины от России». Как можно быть одновременно старообрядцем, толстовцем и украинским «самостийником» - из той же серии, что и упоминаемые Татьяной Щербаковой «старообрядцы-скопцы» ( вещь сама по себе абсолютно немыслимая).
Хорошо, что в последнее время появляются и иные материалы, опровергающие расхожую и броскую версию о «мести Романовым». Такова, например опубликованная в "Вестнике Российского университета дружбы народов (серия История России. 2011. № 1. С. 77-92) работа Александра Бендина «1863 г. в судьбах старообрядцев Северо-Западного края Российской империи» - о тех, во время польского восстания 1863 г. выступил на стороне России. «Польский мятеж 1863 г. в Литве и Белоруссии (Северо-Западный край) стал для населения этого региона самым серьёзным испытанием на верность российской монархии» - говорит автор.. – «белорусские крестьяне, освобожденные русским Царем от власти польских помещиков, выказали благодарность монархии за дарованную им личную свободу. В подавлении польского мятежа в Северо-Западном крае активное участие приняли и старообрядцы-великороссы, принадлежавшие, в основном, к безпоповцам. Характерно, что это происходило сразу же после жестких ограничительных мер против старообрядцев в годы царствования Николая I, едва ли не самых жестких с начала предыдущего столетия. Cразу же после начала польского мятежа, в мае 1863 г. старообрядцы Северо-Западного края обратились к Виленскому генерал-губернатору М.Н. Муравьёву с просьбой сформировать из них сотню конной милиции для борьбы с мятежными поляками. Все расходы по организации и снабжению своей сотни старообрядцы были готовы взять на себя. М. Н. Муравьёв, испытывавший нехватку казаков для патрулирования местности, охотно принял их предложение. К началу июня сотня старообрядцев вооруженная и снабженная из ресурсов Динабургской крепости во главе с казачьим офицером приступила к несению службы в Витебской губернии».
В связи с этим А.Бендин цитирует П.И.Мельникова (Андрея Печерского), исследователя раскола,чиновника по особым поручениям и автора «В лесах» и «На горах»: «После сего можно ли не признать истинного достоинства в многострадальном терпении русских людей, которое видно в наших раскольниках. Будь это на Западе, давно бы лились потоки крови, как лились они во времена Реформации, тридцатилетней войны, религиозных войн в Англии и пр. Сравнивая положение протестантов перед началом религиозных войн с современным положением раскольников, нельзя не согласиться, что последние стеснены несравненно более, чем были стеснены первые».
В это сложное для государства время – пишет далее А. Бендин - свою верность российской монархии выказали ведущие центры старообрядчества, находящиеся на Рогожском и Преображенском кладбище в Москве. В частности, старообрядцы-федосеевцы обратились с верноподданническим адресом к Александру II, заявляя о своей поддержке в борьбе с польским восстанием. «Этот задушевный, искренний, истинно русский голос федосеевцев, – писал П. И. Мельников, - раздался из Москвы в то самое время, когда их единоверцы в западных губерниях, добровольно вооружившись против польских мятежников, проливали кровь свою за целость и единство русского государства». Генерал М.Н.Муравьев, один из самых жестких и непримиримых чиновников Империи, в своем отчете Александру II Муравьёв подтверждал: «Одно только сельское население и старообрядцы того края, столь усердно содействовавшие к потушению мятежа, преданы вашему императорскому величеству; так называемая же шляхта, паны и ксендзы были и будут всегдашними нашими врагами( см. Русская старина. 1902. № 6. С. 496.)».
В это же время - даже чуть ранее – старообрядцы отвергают усилия «лондонского центра», за которым стоял не только Герцен,но и Маркс ( и хорошо известные банковские центры, прежде всего, конечно, Ротшильды ). Сотрудник Герцена В.Н. Кельсиев начал в 1860 году публиковать собрание документов о старообрядцах. С 1862 года выходило специальное приложение к «Колоколу», предназначенное для старообрядцев, — «Общее вече», основным автором которого был друг Герцена Н. П. Огарев, писавший, что революционную интеллигенцию и старообрядцев объединяет стремление создать царство правды на земле.Герцен и Огарев объявили, что готовы создать в Лондоне старообрядческий монастырь, собор, типографию и даже епископство. К Герцену поехал белокриницкий епископ Коломенский Пафнутий, и встреча закончилась полным разрывом. 24 февраля 1963 года старообрядческий митрополит Московский Кирил издал архипастырское послание, в котором говорилось: “К сим же завещеваю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите пред Царем вашим,в чем не повреждается вера и благочестие, и от всех враг его и изменников удаляйтесь и бегайте… наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в и оттуда своими писаниями возмущающими европейские державы». Еще ранее, в 1862 году появилось написанное «Окружное послание», где в числе прочего напоминалось о необходимости приношения пятой просфиры за Царя , Царствующий Дом и Палату. В это же время в среде белокриницкого епископата усиливаются настроения к «отложению от Австрии» (см. в т.ч. http://samstar.ucoz.ru/news/okruzhnoe_poslanie_dokumenty_1871_1898_gg_chast_2/2011-10-07-4856 ). Более того, в Окружном Послании выражается готовность к воссоединению с Греко-Российской Церковью при условии снятия ею клятв 1666-67 гг; «Аще же некогда, благодатию Божиею озарившеся, отложат вышеупомянутая порицания и соборне оставят своя новодогматствования, а "святую старожитность возлюбят и приимут и порученным себе хранити ю повелят" [книга О вере, глава 25, лист 195 на обор.], и начнут последовати всем древлецерковным преданием неизменно, и устроится церковь в таковой точности догматов и преданий, якоже бяше от лет равноапостольнаго князя Владимира и до лет Никона, бывшаго патриарха: "тогда весь вал того предела в ровеник обратится, и единым к другим прихождение учинят сердца" [книга О вере, л. 185 на обор.; глаголы преп. Максима Исповедника: Минея Чет. генв. 21]. И мы без всякаго увещания человеческаго пойдем ко общению ея».