Читаем без скачивания Заповедное царство - Мария Полянская
- Категория: Древнерусская литература / Прочее
- Название: Заповедное царство
- Автор: Мария Полянская
- Возрастные ограничения: (18+) Внимание! Аудиокнига может содержать контент только для совершеннолетних. Для несовершеннолетних просмотр данного контента СТРОГО ЗАПРЕЩЕН! Если в книге присутствует наличие пропаганды ЛГБТ и другого, запрещенного контента - просьба написать на почту для удаления материала.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Мария Полянская
Заповедное царство
Зачин
Было это в такие давние времена, что и старики припомнить не могут. Тогда люди и лес в согласии жили, дети без боязни в пущу ходили, волков и медведей никто не боялся, зайцев и уток за дичь не считали, а рыбы в реке было столько, что и на лодке не проплыть. Одним словом, хорошие то были времена. И жил тогда один князь по имени Берендей, про прозванию Мудрый, и правил он справедливо своими боярами, да крестьянами, да челядью домашней. И было в его княжестве благолепие и порядок, сильные слабых не обижали, и сами не в накладе были.
И жить бы им долго и счастливо, но случилась беда. Царю той земли приглянулись владения Берендеевы, леса изобильные, реки чистые, озера глубокие, люди старательные. Тогда пошел он войной на Берендея, ударил силой превосходящей, пожег дома и пашни, порубил леса, людей в неволю взял. Немногим удалось спастись, князю Берендею, его домочадцам, дружине храброй и слугам верным. Бежали они далеко, зашли в самую чащу лесную. Собрал князь Берендей людей вокруг себя и говорит:
— Други мои милые, соратники верные, жена любимая, детишки малые! Не удалось нам княжество от врага уберечь, остались мы без родины-матери, значит, придется нам дом свой заново строить. Здесь нам и жить, здесь и град свой основать, здесь и детей растить, и песни складывать. А посему быть здесь граду Берендееву как столице моей, а мне — царем Берендеем именоваться. А царство мое будет Заповедное, ибо злу да неправде сюда ходу не будет.
И стало все по его воле. Основал он Берендеев град, где и поселился сотоварищи. Жили скромно и трудно, но справедливо. Порядки у царя Берендея были прежние, и всякий человек, к труду и истине приученный, мог в том царстве основаться. И стала вокруг того града расти Берендеева слободка, где жили люди ремесленные — кто по камню, кто по дереву, кто по кости, кто по прочей красоте всякой, а еще люди торговые со всех краев мировых понаехавшие. Опасаясь врагов своих, повелел царь Берендей поставить Богатырскую заставу у самого въезда в свое царство. Жила там его дружина верная, крепко стерегли они свои пределы, высоким да частым забором обнесенные. Не мог мимо них ни зверь лесной проскочить, ни птица пришлая пролететь, а уж злые враги и подавно. С тех пор так и повелось в Заповедном царстве Берендеевом, что стоит Богатырская застава у въезда в царство, и всякого, кто появится, спрашивают богатыри, зачем-де пожаловал, с миром пришел или без, людей посмотреть да себя показать, или с какими другими намерениями. Зато в царстве порядок, бояться людям нечего, стоят палаты огромные, богатые, ходят меж них люди важные и степенные, гуляют молодки да нянюшки с детьми малыми, а воров и лиходеев, сплетников да завистников и в помине нет.
Вокруг Заповедного царства течет река по прозванью Нара. Сама быстрая, чистая, берега лесом поросли, в заводях рыба водится. Тому, кто в Берендеевой пуще обосновался, поди плохо — в лесу грибы-ягоды, дичь всякая, а из лесу вышел — тут тебе и река-озеро, и солнышко красное ласково светит. А и к соседям заглянуть не зазорно — по мостку через речку и уже в Заповедной чаще оказался. Деревья там вековые, дух здоровый да прекрасный стоит, река быстро бежит. Кому уединения да тишины захотелось, туда прямая дорога.
Но люди-то по-всякому приезжают, одни дела пытают, другие от дела лытают, а жить любому хочется. Стоят в поле Луговины, и живут в них люди нравом веселые, душою щедрые, и кругом удачливые. Поля лесом окружены, до Берендеева града и слободки — рукой подать. Вот и ходят люди добрые — кто по делам, кто в гости, а кто и просто душой развеяться. Да и есть где — на Потешном Дворе, по личному повелению царя Берендея построенному. Всякому богатырю найдется тут место распотешиться — и забавы молодецкие справить, и от трудов праведных отдохнуть, и детишкам побаловаться, и женам к товарам прицениться, и девицам поплясать. Повелел царь Берендей, что ежели кто в его царство с добром приходит, так и по собственной воле с добром уходит, а коли уходить не хочет, а погостить желает, то может на постоялом дворе остановиться али в слободском домике на постое пожить. А по совести говоря, в Заповедном царстве всякому хорошему человеку рады и по сей день привечать готовы. В этом и не сомневайтесь.
Через озера дивные, леса густые, по дороге прямой и ясной, от заката на рассвет ежели идти, попадешь в Заозерье. Есть и тут где глазу и духу разгуляться — по одну руку речка течет, по другую — лес шумит, и на сердце спокойно, и душа не болит. Одним словом, благолепие, и чего только ни возжелаешь, все есть.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Не одним днем Заповедное царство строилось, не одна вода вдаль утекла, не одно дерево в землю ушло, пока новые детишки народились — те, что войну страшную да путь-изгнание не помнили, а всю-то любовь свою в эту землю вложили. Но уж и благодарна она им сверх меры всякой — и красотой чарует, и просторами манит, и тишиной балует, и плодами лесными и гадами речными одаряет — только радуйся. А кто построиться не успел — так тому мир поможет: кто советами добрыми, кто планами затейливыми, кто мастеров присоветует, кто что нужное подарит. Люди, хоть и непростые, но душой не мелкие и нравом не чванливые — сами живут и другим не мешают. А им в помощь — мастера на все руки, всем ремеслам обученные, слуги царевы расторопные да услужливые, дружина богатырская охранная, купцы с товарами, словом, все им на радость.
Вот живут жители Заповедного царства Берендеева и нарадоваться не могут. Мало того, что самим хорошо, так у них душа за всех болит. Издал тогда царь Берендей указ и повелел в том указе следующее: что ежели кто захочет от беды-несправедливости, притеснения городского или по нраву своему в его царстве поселиться, то он-де, царь Берендей сотоварищи, этому только возрадуется. Полетели гонцы во все концы страны русской, а то и за пределы ее, и