Читаем без скачивания Газета Завтра 212 (51 1997) - Газета Завтра
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
ДА, МНОГОЕ БЫЛО СДЕЛАНО не так. Да, в смысловом котле варилось слишком много несовместимого, а зачатую ядовитого варева. Но вопреки всему это куда- то двигалось. И уже зримо можно было отличать крупные политические структуры от богемных тусовок, солидные оппозиционные органы печати от бульварных радикально- маргинальных псевдополитических “листков”. За этими отличиями, которые сейчас кажутся очевидными и как бы изначально данными, - гигантский труд, человеческие жизни, положенные на алтарь слабых, но ощутимых сдвигов от маргинальности и беспомощности к политической дееспособности.
С точки зрения той идео- логики, которой я оперирую, подобное движение с многократной “утряской и усушкой” исходно некондиционных “политпродуктов”, с мучительным политическим и организационным взрослением руководителей вчерашних не очень крупных политкружков, было равнозначно как бы конструированию и реальному созданию в формате политической практики целой колонны идейно- политических и организационно- кадровых фильтров и конденсаторов, которые втягивали в себя протестную энергию и очищали ее, оздоровляли, собирали, преобразовывали. Представим себе, что вся эта колонна фильтров и конденсаторов рухнет. ПРОТЕСТНАЯ ЭНЕРГИЯ ОТ ЭТОГО НЕ СТАНЕТ СЛАБЕЕ! Но она перестанет очищаться, возгоняться, структурироваться. Что будет? Мутный поток первичных агрессивных импульсов, помноженный на разочарование в коммунистическом предательстве. Разочарование, которое, как все мы понимаем, будет осознаваться в рамках “бульварных” схем изначального, “векового” предательства коммунистов…
Да, номенклатура в значительной и очень значимой части, видимо, окончательно отпала, предала, смутировала. И что? БЕРЕТСЯ ЛИ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИТЕЛЛИГЕНЦИЯ ВОСПОЛНИТЬ ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ, ЭЛИТНЫЙ, ЛИДЕРСКИЙ ДЕФИЦИТ, СТАТЬ САМОДОСТАТОЧНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СУБСТАНЦИЕЙ, СПОСОБНОЙ ПОВЕСТИ КЛАССОВЫЕ И ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОТЕСТНЫЕ МАССИВЫ В СТОЛЬ СЛОЖНЫХ УСЛОВИЯХ? Есть ли такая интеллигенция? Собираемся ли мы ее создавать? Накапливать, взращивать? Какие структурные формы это примет? И наконец, вся политическая оппозиция прошла длинный путь. Куда она пришла - вопрос другой. Кто ее туда привел - тоже вопрос не праздный. Возлагать всю ответственность на Зюганова и Селезнева здесь не приходится. Тут нужно сказать правду о самих себе. Сказать себе и другим.
Но ведь указанным выше путем самопреодоления, очищения ШЛИ ДАЛЕКО НЕ ВСЕ! Кто- то не захотел отказаться от маргинальности. Кто- то не смог никуда пойти в силу своих специфических качеств не лучшего типа. Кого- то удержали на провокационной “скамейке запасных” разного рода “кураторы”. Теперь начинается РАЗРЫВ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ШЕДШЕЙ ВПЕРЕД И ЗАШЕДШЕЙ В ТУПИК (НО ВСЕ ЖЕ ШЕДШЕЙ КУДА- ТО И ЧЕМУ- ТО УЧИВШЕЙСЯ ПО ДОРОГЕ) ОППОЗИЦИОННОЙ ГОЛОВКОЙ И - МАРГИНАЛЬНЫМ АРЬЕРГАРОДОМ! Так что же - мы в ухудшенном виде вернемся к эпохе маргинальных сшибок 1990 года?
В ухудшенном, подчеркну! Ибо тогда это была восходящая маргинальность, а теперь это будет маргинальность нисходящая и остаточная. Потому, что тогда маргинальное и немаргинальное было смешано, а теперь концентрация маргинальности будет гораздо выше. Потому, наконец, что маргинальность арьергарда за годы его пребывания в оном резко усилилась. Он еще больше “стух”, озлобился, отупел, опровокационился во всех смыслах. И ЭТО будет замкнуто на протестный потенциал уже не через бульварные радикал- патриотические листки, а через серьезную крупнотиражную публицистику?
Разрыв с элитной частью своего политического движения всегда болезнен. Иногда он необходим. НО ЛИШЬ КАК КРАЙНЕЕ И ПРЕДЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО. Применение подобного средства требует от тех, кто на это пошел, СОВЕРШЕННО НОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВО ВСЕМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ. Даже то дозированное протестное хулиганство, которое было позволительно в крупной оппозиционной печати тогда, когда она шла рука об руку с серьезной и ответственной (уже в силу своего статуса и пути) оппозиционной политикой, теперь, после разрыва, становится категорически неприемлемо.
ДАЖЕ ЕСЛИ ЗАВТРА крупные патриотические издатели, бросившие сколь угодно справедливый вызов порочному верхушечному компромиссу, будут делать то же газетное дело, какое делали вчера, крен в направлении маргинализации все равно произойдет. Для того, чтобы этого избежать, НУЖНО СОЗНАТЕЛЬНО ЗАКЛАДЫВАТЬ “АНТИКРЕН”, нужно “респектабелизоваться” и “осолидниваться” (при полном сохранении своего лица и бескомпромиссности своей позиции) с такой скоростью, с какой перед близким боем окапываются брошенные на промерзлое зимнее поле пехотные батальоны.
Это нужно делать не из чувства страха перед какими- то “Комиссиями по экстремизму”. Это нужно делать не ради перестановки фишек в игре имиджей и возможностей. Это нужно делать из чувства ответственности перед массами, которым ЗАДАЕТСЯ НОВЫЙ ФОРМАТ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Из чувства ответственности за свой же исторический вклад, свою жизнь, отданную делу политического строительства. Это нужно делать, зная, что ты теперь, после брошенного вызова, - уже на переднем крае. Что “на номенклатурной тризне”, которую ты же и справил, на этой, как говорил Твардовский, “тризне грозного отца” - ты и твои товарищи отныне и навсегда “стали полностью в ответе за все на свете до конца”. В этом расставании с номенклатурой не должно, не может, не имеет права возникнуть даже тени интеллигентского инфантилизма, бунтарства, желания “отвязанно порезвиться”.
Представим себе, что ответственность не возобладает. Что респектабельный компонент уйдет, а вакуум будет заполнен гитлеровско- имперским фашизмом, бульваристикой на “орденскую” тему, чернухой с криминально- наркотической подоплекой, полицейским радикализмом и маргинальщиной. Представляете себе ДОЗУ этого ядовитого для страны заполнения? Это же не маленькая ниша вакуума в объеме “Лимонки”! Это ведь “здоровенный чан” со множеством “коммуникационных труб”, из которых “старо- новое варево” будет перетекать в начинающий дышать протестом социальный массив, разочарованный предательством конформистов! Представляете, каков будет конечный эффект? “КРОВАВОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ” 1905 ГОДА И ОКТЯБРЬ 1993 ГОДА ОКАЖУТСЯ ПРЕВЗОЙДЕННЫМИ В ИХ ПОЛИЦЕЙСКОЙ ПРОВОКАЦИОННОСТИ НЕ КОЛИЧЕСТВЕННО, А КАЧЕСТВЕННО! ДОПУСТИТЬ ЭТО НЕЛЬЗЯ НИ ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ!
ПОЛИТИЧЕСКИ МНЕ ВИДЯТСЯ две возможности, хоть сколько- то приемлемые (по- разному и в разной степени). И одна возможность - совершенно губительная.
Возможность первая. Патриотическая интеллигенция наращивает давление на патриотическую номенклатуру, заставляет с собой считаться, и в новых пропорциях, при новых соотношениях позиций и возможностей входит с ней в новый союз- симбиоз, стремясь сделать этот симбиоз не столь уродливым и больным для страны, как это было до ноябрьско- декабрьского кризиса оппозиции. Лично я считаю этот вариант не очень продуктивным и маловероятным. Но в условиях, когда другой окажется невозможным - это лучше двойного предательства своего народа. Предательства через маргинализацию и провокационный нагрев, и предательства через конформизм и продажу закручиваемых на площадях “вихрей враждебных” по цене 10- 15 миллионов баксов за каждый крупный “вихрь” с особо лихими “революционными” завитками.
Возможность вторая. Качественно достроить массив патриотической политики, очистив его от номенклатурных шлаков, организовав этот новый массив вокруг самодостаточной патриотической интеллигенции, которая из полубогемы превращается в реальную движущую силу народно- освободительного движения. ТАКОЕ ИМЕЛО МЕСТО! В ИСТОРИИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ, ВСЕХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН, НАШЕЙ СОБСТВЕННОЙ ИСТОРИИ, НАКОНЕЦ! Что, тот же Ленин не был патриотическим интеллигентом и журналистом? Он имел номенклатурный опыт, что ли? Имел стаж работы в Его Величества канцеляриях?
Главное - не пройти мимо этих двух возможностей и не “вляпаться” прямиком в третью. Главное - не упасть в помойную яму вторичной маргинализации. Главное - не превратиться в те провокационные “красно- бригадовские” богемно- кровавые тусовки, в которые выродилась (как мы знаем, не без помощи разного рода спецслужб) часть левого движения той же Италии или Германии.
Я совершенно не готов и не намерен строить свою политику в рамках первой возможности. Но если практическое состояние патриотической интеллигенции не позволяет ей развернуть потенциалы второй (наилучшей, как я считаю) возможности, то твердо заявляю - я готов сделать все, что от меня зависит, чтобы избежать третьей хотя бы через моделирование оптимальных параметров (усеченной и стратегически, увы, видимо, тупиковой) первой возможности.
Для принятия окончательных решений, выбора возможностей и их реализации времени осталось очень мало. После этого не оппозиционные политики будут играть своими возможностями, а возможности будут играть политиками. Опыт истории говорит о том, что подобное всегда было чревато большой бедой. Успеем ли учесть этот опыт и избежать худшего?