Читаем без скачивания Российский флот Тихого океана, 1898-1905 История создания и гибели - В. Грибовский
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
4. Действия кораблей 2-й Тихоокеанской эскадры и японские минные атаки в ночь с 14 на 15 мая
С заходом солнца 14 мая контр-адмирал Н.И. Небогатов, уклоняясь от японских миноносцев, отвернул в юго-западном направлении. За ним в беспорядке последовали другие корабли. А многие из них в темноте потеряли друг друга и далее действовали самостоятельно.
Так, контр-адмирал О. А. Энквист под влиянием обстановки и влиянием командира «Олега» капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского посчитал прорыв во Владивосток невозможным и 18-узловым ходом уклонился к югу. За быстроходным «Олегом» смогли поспеть только крейсера «Аврора» и «Жемчуг». Эти три корабля 21 мая достигли Манилы на Филиппинах, где по требованию американских колониальных властей вскоре были интернированы до конца войны.
Утром 15 мая к югу от острова Цусима оказались также повреждённый миноносец «Блестящий» под командованием мичмана Г.В. Ломана и сопровождавший его «Бодрый». Командир последнего — капитан 2-го ранга П.В. Иванов, опасаясь приближения японцев, принял на «Бодрый» команду «Блестящего» и спасённых с «Осляби» и приказал ускорить потопление повреждённого корабля открытием кингстонов. После этого «Бодрый» пошел в Шанхай, в пути перенёс шторм и израсходовал весь запас угля, достигнув цели только 22 мая на буксире английского парохода. 16 мая в Шанхай самостоятельно пришёл буксир «Свирь», а через день — транспорт «Корея». Транспорт «Анадырь» своим командиром капитаном 2-го ранга В.Ф. Пономарёвым был приведен на Мадагаскар, а оттуда — в Россию. Судьба отступивших к югу кораблей, независимо от оценки действий их командиров, показывает, что для контр-адмирала Небогатова наиболее рациональным решением было отказаться от продолжения прорыва с целью спасения остатков разгромленной эскадры. Но Н.И. Небогатов, выполняя последний приказ командующего, около 20 час. 14 мая склонился к северу и взял курс на Владивосток, увеличив ход до 12 узлов. За ним последовали корабли главных сил, некоторые крейсера и эскадренные миноносцы. Броненосцы III отряда не пользовались прожекторами и выключили все отличительные огни. Это помогло им успешно отразить минные атаки противника.
В ночных минных атаках приняли участие 17 японских истребителей и 24 миноносца, но семь из них не обнаружили целей, потеряв русскую эскадру в темноте. Кроме того, 3 истребителя и 3 миноносца столкнулись между собой, при этом пять кораблей были повреждены, а миноносец № 69, протараненный истребителем «Акацуки» (бывший «Решительный»), затонул. 13 истребителей и 17 миноносцев выпустили не менее 54 мин Уайтхеда калибром 457 и 381 мм, сближаясь с русскими кораблями на дистанции от 4,5 до 1 кб.
Жертвами японских атак в основном стали броненосцы и крейсера, пострадавшие в дневном бою и не способные удерживать эскадренную скорость. Вскоре после 21 час. от «Императора Николая I» отстали «Адмирал Ушаков», «Сисой Великий» и «Наварин». Крейсер «Адмирал Нахимов» включил боевое освещение и первым ещё до 21 часа получил минную пробоину в носовой угольной яме. Около 22 час. японская мина Уайтхеда попала в корму «Наварина», который погрузился до кормовой 12" башни. Одновременно минную пробоину в носу получил крейсер «Владимир Мономах», введённый ранее в заблуждение опасным приближением своих эскадренных миноносцев. В 23 час. 15 мин. взрывом мины было выведено из строя рулевое управление на «Сисое Великом».
Командиры «Адмирала Нахимова», «Владимира Мономаха» и «Сисоя Великого» направили свои повреждённые корабли к берегу. Днём 15 мая оба крейсера и броненосец были затоплены своими экипажами в виду острова Цусима. Их личный состав, спасённый японцами, попал в плен. Ночью японским миноносцам, добившимся весьма скромных результатов в стрельбе минами, удалось потопить лишь броненосец «Наварин». Около 2 час. ночи 15 мая этот повреждённый корабль был обнаружен истребителями «Асагири», «Асасио» и «Сиракумо», которые безнаказанно сбросили впереди по курсу «Наварина» 24 плавающие мины. Через 1–2 мин две из них взорвались с обоих бортов, и броненосец быстро затонул. Из 703 человек экипажа «Наварина» спаслось всего трое нижних чинов. Огнём русских кораблей в ночном бою были потоплены японские миноносцы № 34 и № 35, а истребители «Икадзути», «Муракумо» и миноносцы № 32 и № 68 серьезно повреждены.
5. Окружение и сдача японцам отряда контр-адмирала Н.И. Небогатова. Прорыв крейсера «Изумруд» к берегам Приморья
Утром 15 мая уцелевшие корабли русской эскадры оказались рассеянными от острова Цусима до острова Дажелет. С контр-адмиралом Небогатовым держались, кроме его флагманского броненосца, только поврежденный «Орёл», «Генерал-адмирал Апраксин», «Адмирал Сенявин» и крейсер 2 ранга «Изумруд». Ясная солнечная погода помогла японцам организовать разведку и преследование, и около 10 час. утра пять русских кораблей оказались в полукольце пяти боевых отрядов противника (25 броненосцев и крейсеров) под командованием адмирала Того. В 10 час. 15 мин. с дистанции около 43 кб крейсер «Касуга» открыл огонь по «Императору Николаю I». Вслед за ним начали медленную стрельбу и другие японские корабли. Вскоре во флагманский броненосец Н.И. Небогатова попали два снаряда среднего калибра. На русских кораблях все находились на своих местах по боевой тревоге и были готовы сражаться и умереть, потому что соотношение сил не позволяло надеяться на успех. Но ответный огонь с «Орла» и «Апраксина» был в самом начале прерван распоряжением Н.И. Небогатова: на «Императоре Николае I» взвился сигнал о сдаче, набранный по международному своду. Флагманский броненосец застопорил ход, а вскоре и поднял японский флаг. Его примеру последовали и три других броненосца. Японцы прекратили огонь и пошли на переговоры, результатом которых стала безоговорочная сдача кораблей русского отряда и высадка на них японских призовых команд.
Подавленный картиной гибели сильнейших кораблей эскадры днём 14 мая и отсутствием видимых повреждений противника, контр-адмирал Небогатов впоследствии мотивировал своё решение о сдаче стремлением спасти 2000 жизней от неминуемой и бесполезной гибели. Объяснить его поступок можно, но оправдать нельзя. Сдача остатков эскадры 15 мая 1905 г. нанесла огромный ущерб чести Андреевского флага.
В ноябре-декабре 1906 г. в Кронштадте состоялся военно-морской суд, признавший виновниками позора бывшего командующего отрядом и семь офицеров. Н.И. Небогатова и бывших командиров «Императора Николая I», «Генерал-адмирала Апраксина», «Адмирала Сенявина» — В.В. Смирнова, Н.Г. Лишина и С.И. Григорьева — приговорили к смертной казни, заменённой императором 10-летним заключением в крепости. По несколько месяцев заключения в крепости получили бывший флаг-капитан В.А. Кросс и старшие офицеры трёх упомянутых броненосцев. Командовавший «Орлом» капитан 2-го ранга К.Л. Шведе был освобождён от ответственности ввиду тяжёлых повреждений его корабля. Суд оправдал и всех офицеров сдавшихся кораблей, которые не имели реальной возможности помешать намерениям командования. 66
Быстроходный крейсер 2 ранга «Изумруд» не последовал сигналу своего адмирала, он прорвался сквозь японский боевой порядок и ушёл на север. У адмирала X. Того не было крейсеров, которые могли бы его догнать. К сожалению, командир «Изумруда» капитан 2-го ранга В.Н. Ферзен, успешно оторвавшись от погони японских крейсеров «Титосе» и «Акицусима», при подходе к берегам Приморья потерял самообладание и неверно оценил обстановку. Предполагая появление японцев у Владивостока, он направил крейсер в бухту Владимир, где 16 мая в темноте посадил его на мель, а потом поспешил взорвать. Экипаж нелепо погибшего «Изумруда» пешком добрался до крепости.
6. Отдельные бои днём 15 мая и их результаты
Днём 15 мая почти все русские корабли, пытавшиеся самостоятельно достигнуть Владивостока к югу от острова Дажелет подверглись атакам превосходящих сил японского флота. Их экипажи, предпочитая гибель сдаче противнику, храбро сражались до последней возможности.
Так, около 4 час. утра повреждённый эскадренный миноносец «Безупречный» был настигнут японскими крейсером «Титосе» (флаг вице-адмирала С. Дева) и истребителем «Ариаке». Экипаж «Безупречного» во главе с командиром капитаном 2-го ранга И. А. Матусевичем более часа вёл неравный бой и погиб вместе с кораблём.
Полтора часа сражался с крейсерами «Отова» и «Нийтака» крейсер «Светлана» под командованием капитана 1-го ранга С.П. Шеина. Из двух кормовых 6" орудий «Светлана» расстреляла весь запас снарядов, добившись двух попаданий в «Отова», но и сама получила серьёзные повреждения. По приказу С.П. Шеина крейсер был затоплен открытием кингстонов. Японцы не прекращали огня, пока «Светлана» полностью не погрузилась, и многие русские моряки были убиты уже на воде. С кораблём погибли командир, 9 офицеров, священник, 4 кондуктора и 153 нижних чина. 67