Читаем без скачивания Воспоминания (1865–1904) - Владимир Джунковский
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
В 11 часов утра раздался с колокольни Ивана Великого звон, возвестивший о выезде их величеств из Кремлевского дворца; гул колокола слился с восторженными кликами «ура». Скоро послышался звон и во всех московских храмах.
Когда их величества прибыли к месту постройки памятника, войска взяли «на караул», оркестры музыки заиграли «встречу», знамена преклонились. Государь император и государыня императрица были встречены августейшим председателем высочайше утвержденного комитета по сооружению памятника в Бозе почившему императору Александру Николаевичу московским генерал-губернатором великим князем Сергеем Александровичем и членами комитета. Художник П. В. Жуковский поднес ее величеству и великой княжне Ксении Александровне букеты из живых цветов. «Ура» не смолкало. Их величества и их высочества в сопровождении свиты направились к месту закладки. Встречный марш сменился гимном «Боже Царя храни».
Спустившись к шатру, их величества остановились на середине помоста; около них заняли места все августейшие особы. Здесь же находились министры: императорского двора генерал-адъютант граф И. И. Воронцов-Дашков, внутренних дел И. Н. Дурново, военный – генерал-адъютант П. С. Ванновский, обер-прокурор синода Победоносцев, помощник главнокомандующего главною квартирою генерал-адъютант Н. В. Воейков; генерал-адъютанты: Черевин, Штюрмер и А. Д. Столыпин, главноуправлявший канцелярией его величества по учреждениям императрицы Марии граф Протасов-Бахметев, обер-гофмаршал князь С. Н. Трубецкой, обер-шталмейстер граф Орлов-Давыдов, обер-церемониймейстер А. С. Долгоруков, гофмейстер И. М. Голицын, придворные дамы и лица свиты. На нижних ступенях лестницы расположились военные чины с командующим войсками генерал-адъютантом А. С. Костанда и придворные чины. Гимн и звон прекратились, «ура» стихло, войскам скомандовали «на молитву». Началось молебствие, которое совершал Преосвященный Александр в сослужении протопресвитера Янышева, протопресвитера Успенского собора Н. В. Благоразумова, ректора Московской духовной семинарии архимандрита Климента и сакеллария[286] Успенского собора протоиерея П. М. Рослякова при протодиаконе А. З. Шеховцеве. Пел хор синодальных певчих.
В конце молебствия состоялась закладка памятника. Их величествам, а также всем августейшим особам членами Строительного комитета И. А. Ляминым совместно с Ю. Ю. Рафальским были поднесены монеты: золотые, серебряные и медные, чеканки 1893 г., от 1/4 копейки до золотого империала включительно. Для каждого августейшего лица было приготовлено до 15-ти монет, которые лежали на тарелке в особо устроенном для этой цели углублении. Государь император и государыня императрица положили монеты в углубление гранитной глыбы, а затем наследник цесаревич и все августейшие особы, а также члены Комитета. Затем это углубление было закрыто мраморной доской, и на последнюю положена была бронзовая доска со следующей надписью: «В лето от рождения Бога Слова 1893-е мая 14 дня при державе благовернейшего самодержавнейшего великого государя нашего императора Александра Александровича всея России, при супруге его благочестивейшей государыне императрице Марии Федоровне, при наследнике его благоверном государе цесаревиче Николае Александровиче и при благоверном государе великом князе Сергее Александровиче, генерал-губернаторе Московском, заложен сей памятник почившему в Бозе в лето 1881-е марта первый день великому государю нашему императору Александру Николаевичу всея России, созидаемый доброхотным иждивением русского народа в Кремле Московском по чертежам и под наблюдением художника Павла Жуковского и зодчего Николая Султанова».
Торжественный звон колоколов возобновился. Государю был подан П. В. Жуковским на серебряной тарелке приготовленный камень с золотой надписью. Как только его величество опустил его в углубление, раздался салют в 101 выстрел. Затем точно такой же камень был положен государыней императрицей. За государыней положил камень наследник цесаревич, затем все остальные. Место закладки было окроплено водой и молебствие продолжалось. При возглашении вечной памяти царю-освободителю императору Александру II их величества, все августейшие особы и присутствовавшие лица преклонили колена. Затем было возглашено многолетие государю императору, государыне императрице, наследнику цесаревичу и всему царствующему дому. При громких кликах народа и торжественном колокольном звоне их величества, приложившись ко кресту, направились осматривать модель памятника, которая помещалась вблизи строительной конторы на особом возвышении.
Осмотрев модель, а также разные материалы, из которых будет строиться памятник, их величества прошли в строительную контору, где были выставлены всевозможные чертежи, фотографические снимки местности и работ по постройке памятника, а также предметы старины, добытые при раскопках. Их величества обратили особенное внимание на замечательные изразцы, прекрасно сохранившиеся. Из конторы их величества опять прошли к модели памятника для его осмотра. Пока происходил осмотр модели памятника, войска оставили место закладки и выстроились к церемониальному маршу против Большого дворца. Осмотрев модель, государь и государыня сели в открытую коляску и отъехали к ожидавшим их войскам. Государь остановился на скате Кремлевской горы, а государыня оставалась в коляске во время церемониального марша. Наследник и все члены императорской фамилии с генералитетом прошли к месту церемониального марша и стали левее и сзади государя.
В 11.40 начался церемониальный марш войск. Впереди прошли дворцовые гренадеры, седые ветераны русской боевой славы, имеющие по несколько, даже по четыре знака отличия военного ордена, с массой других орденов и медалей в память кампаний и других событий русской истории. За дворцовыми гренадерами прошла рота 3-го военного Александровского училища, затем воспитанники кадетских корпусов, юнкера Московского пехотного юнкерского училища. Затем следовали роты гренадерских полков, Троице-Сергиевского батальона,[287] взводы артиллерии двух первых конных батарей конвойной команды, эскадроны кавалерийских полков и казачья сотня.
Поблагодарив войска, государь, сопровождаемый генералами, направился во дворец, милостиво с ними разговаривая. У дворца государь с ними простился и вернулся к себе.
В 2 часа дня их величества с великим князем Сергеем Александровичем посетили Московское родовспомогательное заведение,[288] откуда государь проехал в Архив министерства иностранных дел,[289] а императрица – в Николаевский сиротский институт.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});